Воскресная проповедь 31.01.2016 Печать

31 января 2016 года, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, совершение Божественной литургии в нашем храме возглавил настоятель храма, благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (Лк 18:18-27):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Среди сказанных душеспасительных бесед Спасителя, обращенных к народу, потому что Его слово исполнено глубокого значения, которое производило великое, в высшей степени благотворное влияние на судьбу большинства людей. На одного из слушателей слова Иисуса произвели особое впечатление, и он возымел с доверием обратиться к Проповеднику. Сегодняшнее прочитанное Евангелие говорит: «Некий человек» преклонил пред Ним колена, сказал: «Учителю благий! что же мне сделать, чтобы унаследовать жизнь вечную?»

Учитель ответил ему: «Почему Меня называешь благим? Ведь такая «прерогатива» может быть применена только к Богу». Спаситель, возражая юноше, на самом деле присваивает Себе это свойство Божие, «Благость». Другими словами, в ответе Христа юноше мы видим свидетельство Его о Своем Богосыновстве и о равенстве Богу Отцу. «Что спрашиваешь Меня о добром? Если хочешь унаследовать жизнь вечную, исполняй заповеди».

И этот некий человек не думал, что Христос будет говорить ему именно о том, что ему было так хорошо известно, спрашивает: «Какие?»

Спаситель перечисляет ему заповеди второй скрижали, которые каждый из нас знает, помнит, и должен исполнять. Чтобы унаследовать жизнь вечную, говорит Он: «не прелюбодействуй, не кради, не убивай, не лжесвидетельствуй, чти отца твоего и матерь твою».

Юноша, взглянув в свое сердце, спокойно ответил: «Эти заповеди я исполнил с самого детства». По букве он, быть может, и сохранил все это, как сохраняют миллионы других, но он, очевидно, мало знал о том, как истолковывались эти заповеди Христом. «Что же мне еще сделать?» - сказал юноша.

Спаситель сказал: «Если хочешь быть совершенным, продай то, что ты имеешь, раздай нищим, и приходи и следуй за Мною». Христос указывает на одну из градаций совершенной любви к ближнему. Поступок заключается в том, что человек раздает все свое имущество, желая облегчить страдания ближних из любви к ним, совершить геройское и высокое дело, что и было предложено знатному юноше.

Услышав такие слова, собеседник Спасителя опечалился, потому что имел большие стяжания. Мысль пришла в его сердце: как же он расстанется со всем своим земным имуществом? Это было для него слишком много, и поэтому он отошел печальным, с грустью в сердце и мрачной тенью на лице. Юноша предпочел удобства земные сокровищам небесным, и не захотел купить вечных благ оставлением временных.

Может быть, он с трудом собирал это богатство и поэтому был так привязан к нему?

Но хочется отметить, что Господь не порицает богатство, но привязанность к нему. Иоанн Златоуст говорит, что «Христос этими словами не богатство порицает, но тех, которые пристрастились к нему».

Разве не отдаляет нас привязанность и суета земного мира от Бога?.. Разве не высоко поступила блаженная Ксения, когда неожиданная потеря мужа подтолкнула ее оставить всё? Она, нарядившись в мужское одеяние, стала называться именем покойного супруга. Она раздала всё имение и не один десяток лет скиталась в Петербурге перед лицом Божиим, чтобы умилостивить Отца Небесного, Который бы, видя ея добровольный подвиг юродства, простил грехи ее покойного мужа, внезапно умершего без покаяния.

Нелегко расставаться с привязанностью и удовольствием земного быта. С мягкой кроватью, удобной мебелью, теплым чайником, кружкой кофе… И можно перечислять и перечислять, как всего много, что нас привязывает к этой земной жизни!.. Сколько мы имеем того, что нас сдерживает от высоких чувств и подвигов!..

И ведь не просто в жизни, когда человек, приняв великую схиму, несет послушание в монастыре, - он находится один, и стоит перед лицом Божиим каждый час.

Он ушел от суеты земного мира, ушел от привязанностей домашней суеты… Он один. Его обед - целомудрие и добровольный отказ, позволяет целиком и без остатка посвятить себя служению Богу и молитве за весь мир.

Ему не нужно слушать зов жены - у него ее нет, так как отказался от семейной жизни. Ему не слышен плач собственных детей - у него их нет, - он спокойно стоит перед Богом и ничего его не отвлекает от служения Богу. Забота о земных благах отнимает слишком много сил и времени, которые монах должен посвящать одному Богу. Он не связан обязательствами перед женой и детьми и поэтому может не заботиться о деньгах. Но сможет ли так каждый из нас вместить в себя такой образ жизни?..

А порой многие из нас воздыхают над своим состоянием, цепляются за него не только руками, но и всем остальным, как будто они вечно будут держать это всё в своих объятиях… Как будто богатство возьмут с собой в вечностью…

Поэтому Сын Божий Христос и предложил этому архонту, начальнику синагоги, расстаться раз и навсегда со своими земными привязанностями.

«Оставь свое земное богатство, и это богатство ты перенесешь на небо, прояви милосердие к тем, кто нуждается в нём и сам будешь вознагражден».

«Продай свое имение, - сказал Спаситель, - раздай нищим и неимущим, и у тебя не будут связаны ни руки, ни ноги с этим земным и временным, за которое ты держишься до сегодняшнего дня! И это богатство, которое ты раздашь ближним, тем, кто в нём нуждается, оно перейдет в вечность и будет с тобой».

Но неудача юноши, не выдержавшего испытания и не принявшего в своё сердце слово Божие, опечалила Иисуса, и, посмотрев вокруг на учеников Своих, Спаситель сказал: «как трудно имеющим богатство войти в Царство Небесное! Легче верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому в Царство Небесное войти».

Ученики, чрезвычайно изумившись, сказали: «Учитель, а кто же тогда может спастись? Ведь каждый как-то держится за то, что он имеет».

Спаситель ответил: «То, что невозможно человеку, всё возможно Богу». Невозможное для природы возможно для благодати; невозможное человеку возможно Богу. Богач, преданный служению мамоне, может обратиться и усвоить себе правильный взгляд на свои богатства, усвоить себе новый евангельский принцип, и тогда на него может воздействовать благодать Божия и содействовать его обращению.

Аминь.


Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 91 зач., XVIII, 18-27.

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

 









Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси Господи всех вас. Ангела Хранителя вам и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таинств. А также всех поздравляю с воскресным днем.

Напоминаю, что сегодня вечернее богослужение с чтением акафиста в 16:00.

На неделе служба: во вторник вечерня в 16:00, в среду – 8:00 – начало Божественной литургии, память преподобного Максима Грека.

В пятницу в 9:00 молебен водосвятный с чтением акафиста Божией Матери «Умиление», вечерня в 16:00, в субботу – 8:00 – начало Божественной литургии.

Вечерня в субботу в 16:00 и в воскресение – 8:00 – начало Божественной литургии.

Простите, забыл поблагодарить вас.

Спасибо большое за ваши молитвы, потому что путешествие мое было крайне удачное и благополучное. Вылет из Ростова минута в минуту, погода благоприятствовала, – всё было на высоком уровне. В своё время мы прибыли в Москву, монастырскую гостиницу при Свято-Даниловом монастыре, что находится возле метро «Тульская», а затем отправились в Государственный Кремлевский Дворец, на начало XXIV Рождественских образовательных чтений. Открытие Церковно-государственного мероприятия было на высоком уровне, а также и второй день работы в секциях.

Когда наступило время вылета в Ростов, утром в новостях сообщили, что в Москве аэропорты закрыты, больше 70 рейсов отменено. Но мы не теряли надежду, пошли на секции, затем на закрытие Рождественских чтений, которое проходило в Храме Христа Спасителя в зале Архиерейских Соборов. Вечером, когда прибыли в аэропорт, то, к моему удивлению, регистрация на самолет уже началась, никакого ограничения не было, мы беспрепятственно вошли в самолет, и даже взлетели минут на 10 или 5 раньше положенного. Поэтому, вот что значит соборная молитва! Ведь сказано Господом: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20). А если мы - несколько человек, каждый молился у своей иконы и лампады за путешествующего протоиерея Димитрия, и путешествие мое было прекрасным. Поэтому всем вам большое спасибо.

Ангела Хранителя и Божие благословение.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.