Воскресная проповедь 7.02.2016 Печать

7 февраля 2016 года, в Неделю 36-ю по Пятидесятнице, совершение Божественной литургии в нашем храме возглавил настоятель храма протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на Евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (об исцелении Иерихонского слепца, Лк 18:35-43):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Отозвав двенадцать Своих учеников, Он сказал: «мы восходим во Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Cыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и посмеются над Ним, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет». (См. Лк 18:31-33)

Ученики, с удивлением выслушав суровые предсказания Христа о Своей смерти, не могли, и не готовы были принять в свое сердце. Их умы все еще переполнены мессианскими надеждами; они были все еще предзаняты мыслью о предстоящем наступлении царства Божия во всем его величии. Каким образом Мессия может быть умерщвлен? Народ, идя за Ним, величает и прославляет Своего путника, идущего по палящей и безлесной равнине. Народ взывает к Нему и прославляет Бога, и, хвалу воздав, говорит: «осанна!», а Учитель поразительно говорит о скорбных и дотоле непонятных страшных словах…Призрачная власть земли представляет собою лишь тень короткого господства над собратьями; властители естественно пользуются этим господством с надменностью и угнетением, но в царстве небесном господин всех должен быть рабом для всех, что высшая честь приобретается высшим смирением.

Тем самым прибыв в окрестности этого знаменитого города, дошли до Иерихона. Когда же достигли изобиловавшего медом, медовыми растениями и миррой, в избытке орошавшемся источником Елисея город, то некий слепец, сын Тимея, по имени Вартимей, просивший милостыни, услышав необычный шум, обратился к проходящему народу: «Что происходит?» Ему сказали: «Сейчас здесь проходит Иисус из Назарета».

Услышав такие слова, слепец набрался сил и крикнул в толпу: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Лк 18:38).

Народ хотел заставить слепца замолчать, считая этот громкий крик непристойным в присутствии Того, Который должен войти в Иерусалим как Спаситель Своего народа. Шедшие впереди заставляли его молчать, говоря: «Не кричи. Он уже прошел, Он не услышит тебя».

И вдруг слепец понял: это его последняя возможность встретиться с Человеком, Которого он никогда не видел, но он, собственно, и не мог видеть Его раньше. Как уже сказано в сегодняшнем Евангелии, которое было сейчас зачитано: он – слепой, просящий милостыни у дороги. Каким же образом он мог увидеть Иисуса?..

Великое несчастье быть слепцом – страшнее того ослепнуть духовно. Слепнут наши духовные очи от неправедной жизни, от ненависти к подобным себе, от излишнего пристрастия к земному, к плотским удовольствиям и так далее…

Евангельский слепец, лишенный зрения, почувствовал и уверовал, что мимо проходит Тот, от Которого исходит свет, жизнь и радость бытия. Уверовал в Того, Которого никогда не видел, уверовал, что Он не откажет ему в милости; и, набравшись сил, что только было мочи, крикнул: «Сын Давидов! помилуй меня».

Иисус остановился. Услышав вопль слепца, сострадательное сердце Господа тронулось им. Он повелел ученикам: «Приведите его».

Мы знаем с вами, что у каждого свой собственный путь к Богу. У кого-то тернистый, у кого-то скорбный, а кто-то приходит и в радости, и в благодарности к Богу, Которого никогда не видел, но чувствует и знает Его. Поэтому, у каждого свой особый путь к Богу. Счастливый тот человек, который обрел путь к Творцу. Велик тот человек, который нашел дорогу к храму! Но помимо всего, когда приходит человек в храм, он должен понять: для чего он пришел в дом Божий? Что он здесь делает? Что ему нужно здесь? Готов ли он пойти за Христом? Готов ли он взять на себя бремя креста своего?

Мы должны помнить слова Господа, Который говорит нам: «возьмите иго Мое на себя и идите за Мною» (См. Мф 11:29).

Разве легким был путь Христа? Чтобы спасти человека, Он входит в Иерусалим – для того, чтобы посмеялись над Ним, для того, чтобы поругались над Ним, уничижил Себя ради нас и ради спасения всех последующих поколений.

Мы должны понимать, для чего мы приходим в дом Божий. Готовы ли мы называться христианами? Или так, прийти как в театр – послушать, получить удовольствие, и уйти с полным осуждением в сердце, с ненавистью к ближним?.. Господь учит нас: «иже кто хочет по Мне идти, да возьмет крест свой и иди в след Мне» (См. Мк 8:34).

«Посмотрите на Меня, - говорит Господь, - ибо Я Есмь кроток и смирен сердцем; а иго Мое…» - «иго» - как нам кажется, что это непомерная ноша, и кто может вынести такой спасительный труд? Христос говорит нам: «иго бо Мое благо», это есть богатство, «а бремя» (которое кажется нам невыносимо тяжелое) «оно есть легкое».

Сегодняшний слепец подошел к Спасителю и произнес слова с сердечным движением, из глубины измученной души и всего существа, они были сказаны с такой мольбой, что это не могло не затронуть сострадательное сердце Иисуса.

Иисус спросил у слепца: «Ты Меня звал. Чего ты хочешь от Меня?»

Все мы понимаем: материальные блага или положение в обществе для слепца в данном случае ничего не стоили. То, что могло лежать у него в сундуках, ему совершенно не было нужно, так как зрение им не восстановишь. И многие те вещи, которые мы ставим впереди себя и думаем, что: «Вот - цель нашей жизни!», оно ничтожно мало и временно в сравнении с тем, чего попросил слепец.

В порыве радости Он сказал: «Раввуни», давая Иисусу самый почетный титул, какой только был известен ему: «Господи, чтобы мне прозреть» - ответил евангельский слепец.

Не слава, не богатство, не положение в обществе – а элементарная вещь, которую мы с вами порой не ценим.

С улыбкой Спаситель прикоснулся к его глазам и сказал: «прозри!» – и очи тот же час у него открылись. Спаситель добавил: «вера твоя спасла тебя». (Лк 18:42) Вопль иерихонского слепца перестал быть личной мольбой, он стал молитвенным зовом всякой скорбящей, отчаявшейся души.

И толпа снова двинулась за Ним в сторону Иерусалима. Вместе с толпой идет слепец, славит и благодарит Бога. И весь народ, видя это, говорит: «Воистину, среди нас восстал пророк, ибо чудеса Бог творит перед глазами нашими».

Аминь.

 

31 Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,

32 ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его,

33 и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.

(Лк 18:31-33)

 

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

(Мф 11:28-30)

 

Евангельское Чтение

Лит. -  Лк., 93 зач., XVIII, 35-43.

35 Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,

36 и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?

37 Ему сказали, что Иисус Назорей идет.

38 Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

39 Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.

40 Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:

41 чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.

42 Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.

43 И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.






















Проповедь по совершении Божественной литургии

И всех нас сохрани, Господи, на многая и благая лета. Дай, Господи, сил, крепости духа, чтобы никакие искушения, никакие скорби не помрачали наше духовное состояние, ибо для этого прекрасно положили в молитве слова Оптинские старцы. Кто читает молитву на каждый день, то помнит слова этой молитвы, где испрашивают спокойствия, сил, крепости, всё перенести, всё вынести. «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день… Какие бы я ни получал известия в течении дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя…»

Сегодня – мы живем в мирном государстве, но искушений миру и борьбы в самом себе хватает.

Вот, и на это внутреннее состояние очень правильно выразил свои мысли Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Нынешнее   идеологическое   давление   на   веру   еще   страшнее   того, которое сопровождалось насилием. Потому что где насилие, там и сопротивление, там и мученики, там и исповедники, там и пример борьбы. А если мягкой силой обволакивают человека, сладкой жизнью прельщают, противопоставляя его бедность богатству, которое якобы только потому и есть у других, что они не такие, как он, - кто-то может и дрогнуть, особенно из людей молодых. И если эти мысли овладеют нашим народом, будет уже не важно, через насильственные действия извне или по причине собственного умопомрачения будет потеряна Русь.

Поэтому помнить мы должны, что и сегодня, живя во время военных слухов и угроз, мы останемся сильными и непобедимыми, если сохраним нашу веру. Но не просто веру где-то в глубине сердца и в личной молитве. Ценности этой веры должны обрести реальность в жизни нашего общества».

Какие прекрасные слова наставления. Патриарх Кирилл нам напоминает, что без глубины сердечной веры, без стержня веры наших предков не сможем преодолеть и побороть разного рода искушения.

Потому Бог говорит нам, чтобы мы не обольщались. Ибо «иго», которое предлагает Господь, оно является благом, и бремя, которое должен понести человек, верующий во Христа, который старается, или должен стараться его нести, потому что он называет себя христианином, для него легко есть. А если верующий называет себя христианином, то и жизнь его должна быть подобна жизни Христа, Который взвалил на Свои плечи крест Голгофский для того, чтобы спасти Свое творение.

Кто бы из нас смог пойти на смерть ради ближнего? Отец Небесный показывает нам пример и проявляет явным образом любовь Свою ко всему человечеству, - ибо ради любви идет на крестную Голгофу.

Мы с вами называем себя христианами; каждый из нас должен посмотреть в себя, правильно ли он величается так? Действительно ли он христианин? Готов ли он вслед идти за Христом, не страшась ничего?.. Пусть каждый из нас откроет для себя свое сердце и посмотрит в него. Как я уже сказал, посмотрит в себя и определит свое место в этой жизни. Чего он достиг? С каким сердцем он приходит в дом Божий навстречу к своему Христу, и как он выходит из дома Божия, от Христа Спасителя?..

Только с верою можно преодолеть всё. Только верой можно победить всех. Именно этой искренней верой сегодняшний слепец получил чудесное исцеление, засвидетельствовал сердечными словами: «Иисус, Сын Божий! помилуй меня».

Всем вам Ангела Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин.

Вечерня сегодня в 16:00 с чтением акафиста Божией Матери, на неделе служба: в понедельник в 16:00, во вторник – 8:00 – начало Божественной литургии, память Иоанна Златоуста, составителя Божественной литургии.

В четверг вечерня в 16:00, в пятницу – 8:00 – начало Божественной литургии. В пятницу память трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

В пятницу вечерня в 16:00, в субботу – 8:00 – начало Божественной литургии. В субботу вечерня в 16:00, и в воскресение – 8:00 – начало Божественной литургии.

Вам же Ангела Хранителя и Божие благословение.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.