Воскресная проповедь 14.02.2016 |
14 февраля 2016 года, в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк обратился к молящимся со словом проповеди на Евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (о Закхее, Лк 19:1-10): Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. - Аминь. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16) После того, как Христос вознамерился идти во Иерусалим на крестные страдания, на спасение через Голгофу всего человечества, – как об этом говорилось в Евангелие в прошедший воскресный день, – и путь Его лежал через Иерихон, где Он у ворот города исцелил слепого нищего, который был подведен к Спасителю и сказал Ему свою волю: «Хочу прозреть», – и Господь исполнил то, что выпросил у Него слепец (См. Лк 18:35-43). Когда же Он вошел в город, – Евангелие, которое сейчас вы слышали, – Его всегда окружала толпа сопутствующих поклонников, и она становилась все больше и больше и вместе с Ним двигалась в центр города благоуханий, роз и пальм, стоящий на богатом растительностью и цветущем оазисе. Среди прочих городских жителей был некий человек по имени Закхей (с евр. - Чистый). Он был одним из начальников мытарей, сборщиков налогов. Если перевести его должность на русский язык и на наше время – главный налоговый инспектор. Прошло две тысячи лет, а вряд ли что изменилось… Иерихон был городом знаменитым, потому что в нём добывался бальзам в большом количестве, и поэтому была весьма обширная торговля бальзама, и нужно было за этим следить, смотреть, и, конечно же, брать пошлину за ввоз и вывоз товара, торговлю, производившуюся между римскими провинциями и владениями Ирода Антипы. Итак, вдвойне ненавистный народу Закхей попытался встретиться с Иисусом. Но как бы он не горел желанием, как бы он не хотел взглянуть, – увы, множество народу не давало ему даже подступиться к Путнику. Этот человек имел глубокое желание увидеть своими собственными глазами, что за личность был Иисус, но так как Закхей был маленького роста, из-за густой толпы он не смог даже взглянуть на Него. Принимает решение: «Спаситель, сопровождаемый народом, будет идти такой-то дорогой. Я же обойду Его другими переулочками и встречусь с Ним». И действительно, он забежал вперед Спасителя, остановился с другой стороны города у египетской смоковницы, стоявшей у дороги, – там, где должен был проходить Спаситель. Закхея не остановило то, что он был одет в прекрасную порфиру пурпурового цвета, и, не стесняясь своего положения, подняв подол кафтана, взобрался на ветку дерева в ожидании Спасителя. Мытарю представилась полная возможность видеть Того, Кто один во всем народе не только не показывал непримиримой и фанатической ненависти к тому классу, к которому он принадлежал, но находил среди мытарей ревностных и благодарных слушателей. Когда Спаситель приблизился и остановился именно у этого места под деревом, Он взглянул вверх; обратился к человеку, с которым раньше никогда не встречался, но говорит так: «Закхей! Поскорее сойди вниз, потому что Я намеревался быть у тебя в доме сегодня». Презренный мытарь получил возможность в своем доме ужинать с Ним и предложить ночлег у себя дома своему славному Гостю. Какая радость объяла сердце этого человека! Он мгновенно слез с ветвей «сикомора» и повёл Великого Гостя в свой дом. Тем временем, когда Закхей шагал со Спасителем к своему дому, толпа, которая все время шла за Христом, единодушно и громко начинает роптать. «Неужели не нашлось достойного среди нас, чтобы Царь, сын Давидов, преемник Моисея, будет принят в доме какого-нибудь потомка Авраама». Им казалось непристойным, несообразным, унизительным, чтобы Царь в самой среде Своих восторженных последователей остановился в доме человека, занятие которого было символом национального унижения, который, как говорилось в толпе, не пользовался доброй славой. Начальственное положение мытаря только усиливало народную нелюбовь к нему, потому что иудеи считали его положение недобрым служением оккупантам – римским легионерам и угнетателям. Народ уже забыл – они только что шли за Спасителем, оставив свои домашние дела, и всецело были Ему преданы и благодарны за многие чудеса и исцеления расслабленных и слепых. Восторженный народ спешил за Ним, чтобы услышать Его нравоучительное слово в немом изумлении и с глубочайшим вниманием и благоговейным почтением. Став на видном месте, не стесняясь всей толпы, он обращается к Спасителю со словами покаяния и великим поступком великодушия, сказал: «Половину имения моего я отдам нищим» и «Если я кого чем обидел, вчетверо верну». Слова великодушного пожертвования прозвучали к Спасителю, Закхей настолько возлюбил Господа, что всё земное, которое он приобретал, померкло в глазах мытаря и казалось уже не главным в его жизни. Смотря на мытаря, так облагороженного этим мгновенным отвержением плодов греха, как самым истинным свидетельством искреннего покаяния, Иисус сказал: «Ныне пришло время спасения дому сему, потому что и он сын Авраама», показывая народу, как ошибочны были основания, на которых толпа только что осуждала Спасителя за пользование гостеприимством Закхея. «Для того и пришел Сын Человеческий, чтобы найти и спасти подпавших вечной погибели, погибающих», – сказал Иисус. Аминь. Евангельское Чтение Лит. - Лк., 94 зач., XIX, 1-10 (о Закхее). 1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. 2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, 4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. 5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. 6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью. 7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; 8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. 9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Проповедь по совершении Божественной литургии
Циркуляр от 12.02.2016 «Об оглашении послания Освященного Архиерейского Собора»
Благочинным и настоятелям приходов, и.о. наместника Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря, настоятельнице Свято-Иверского женского монастыря г. Ростова-на-Дону Ростовской-на-Дону епархии
Ц И Р К У Л Я Р Во исполнение благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА за Божественной литургией, 14 февраля 2016 года, во всех храмах Ростовской-на-Дону епархии необходимо огласить послание Освященного Архиерейского Собора клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
+Меркурий митрополит Ростовский и Новочеркасский, Глава Донской митрополии
Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной ЦерквиАрхиерейский Собор, состоявшийся в Москве 2-3 февраля 2016 года, обратился с посланием к клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Состоявшийся во граде Москве 2-3 февраля 2016 года Освященный Архиерейский Собор обращается ко всем вам с апостольским приветствием: «благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего» (1 Тим. 1:2) да пребывает с вами неотступно. Слова Господа «да будут все едино» (Ин. 17:21) с особой остротой звучат для нас сегодня, когда мир все более претерпевает разделения. Апостол Павел призывает: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10). Забота о соблюдении церковного единства является обязанностью каждого православного христианина: епископа, клирика, монашествующего и мирянина. Одним из выражений этого единства были соборы, начиная с самого первого — Собора апостолов в Иерусалиме, решения которого предварялись словами: «Угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15:28). В настоящее время готовится Всеправославный Собор, в котором будут участвовать епископы всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей». Я снова повторю вам, чтобы не было в наших умах ереси или несогласия, и уж тем более не должно быть неверия своему священнику. «В настоящее время готовится Всеправославный Собор, в котором будут участвовать епископы всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей. Его открытие намечено на Крите в этом году в день Святой Пятидесятницы. Архиереям, которые будут представлять Русскую Православную Церковь на Всеправославном Соборе, предстоит, неукоснительно следуя истине Христовой и сообразуясь с неповрежденным святоотеческим Преданием, на протяжении более тысячи лет хранимым нашей»… – слышите? – «нашей Церковью, вместе с представителями других Поместных Церквей дать ответы на вопросы, стоящие перед всей полнотой Православия. Вас же просим возносить усердные молитвы о том, чтобы Господь явил Свою святую волю членам предстоящего Святого и Великого Собора Православной Церкви и чтобы его проведение послужило к славе Божией, к пользе для всемирной православной семьи и к укреплению ее единства, к сохранению чистоты святейшей веры нашей (см. Иуд. 1:20)». Вы слышите, что говорит Патриарх? «к сохранению чистоты святейшей веры нашей (см. Иуд. 1:20)». Не католической, как многие говорят сегодня в храме, не протестантской, не коптской, – нашей веры, которую наши родители сохраняли тысячу лет!.. «Свидетельством неразрывной связи между Церковью Небесной и земной является состоявшаяся на нынешнем Архиерейском Соборе канонизация архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, 1881-1950), который совершал свое архипастырское служение в Болгарии, где и окончил свой земной путь. Этот угодник Божий явил пример праведного жития, горячей и нелицемерной любви к пастве и был прославлен Господом уже при жизни — благодатными дарованиями, а после блаженной кончины — чудотворениями. Убедительно, сильно и ярко звучат слова святителя о необходимости твердо хранить православную веру: «Существенная сторона Церкви, — писал святитель Серафим, — состоит в неизменности ее догматического и нравственно-канонического учения, которое исходит от Самого Бога, Господа Иисуса Христа <…>. В этой неизменности учения Православной Церкви, в том, что она в полной чистоте…» - слышите? – «…она в полной чистоте сохранила апостольскую веру, состоит ее главное и существенное отличие от всех других христианских исповеданий». Таковым пониманием руководствуется и будет руководствоваться Русская Православная Церковь. Радуясь об умножающемся в народе Божием почитании честных угодников Христовых, Освященный Собор благословил общецерковное почитание сонма святых ранее причисленных к лику местночтимых, в том числе врача-страстотерпца Евгения (Боткина), пострадавшего вместе с царственными страстотерпцами. Его общецерковное прославление приобретает особое значение сегодня, когда Церковь стремится к установлению полной ясности относительно обстоятельств убиения Царской семьи. В настоящее время начат новый этап изучения останков, найденных в Екатеринбурге и приписываемых Царской семье. Освященный Архиерейский Собор настаивает на беспристрастности и всестороннем научном характере экспертизы, поскольку для Церкви останки страстотерпцев являются святыми мощами. Таковыми останки, найденные в Екатеринбурге, могут быть признаны лишь в случае, если будет исключено малейшее сомнение в их подлинности. Русская Православная Церковь молится о даровании мира многострадальной украинской земле, где продолжается вооруженное противостояние на Юго-Востоке. В условиях захватов храмов и притеснений чад канонической Церкви Собор призывает усилить молитву о епископате, клире, монашествующих и мирянах Украинской Православной Церкви. Вызывает крайнюю тревогу непрекращающиеся на Ближнем Востоке насилие над населением и гонения на христиан, которых предают на мучения и изгоняют из мест проживания. Разрушаются храмы, попираются святыни. Наши молитвы сегодня — о мирном разрешении военных конфликтов в этом регионе. Православная Церковь неизменно осуществляет свое спасительное служение, благовествуя ближним и дальним Христа, Распятого и Воскресшего. К этому свидетельству жизнью и словом призваны все мы: архипастыри, духовенство, монашествующие и миряне. Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит нас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в нас благоугодное Ему через Иисуса Христа (ср. Евр. 13, 20). Аминь.
Церковь Святая Православная хранит чистоту веры, как уже сказано в документе, на протяжении тысячи лет. Никакое католичество, никакое протестантство, или в другую какую религию нас не толкнут и никто этого не допустит! Верующие Архипастыри стоят у Престола Божия. Прихожане начинают говорить, что Патриарх уехал на Кубу для того, чтобы воссоединиться с католичеством. «Папа Римский и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в совестном заявлении, подписанном по итогам встречи, состоявшейся 12 февраля в Гаване, тема: Первое. Гонения на христиан на Ближнем Востоке – вот главная тема встречи, которую обсуждали Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск. Второе. Святейший Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск свидетельствуют о единстве взглядов православных и католиков на брак и семью. «Папа Римский и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в совестном заявлении, подписанном по итогам встречи, состоявшейся 12 февраля в Гаване, выразили обеспокоенность кризисом семьи во многих странах и отметили, что семья есть естественное средоточение жизни человека и общества». Третье. В совместном заявлении Папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси отмечается недопустимость абортов и эвтаназии. И четвертое – Святейший Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск: «Метод униатизма не является путем к восстановлению единства». «Положительным аспектом данной концепции является признание результатов православно-католического диалога , в частности, положений документа Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-католической церковью «Уния как способ объединения в прошлом и поиски полного единства в настоящем», в котором осуждаются имевшие место в истории попытки Рима подчинить себе восточных христиан посредством уний, например, Брестской унии 1596 г. Новый документ прямо признает, что «Римский апостольский престол воспринимал Брестское объединение скорее в категориях подчинения, чем общения», и дает негативную оценку феномену униатства как способу объединения Церквей на ложных богословских основаниях». Кто нам мешает молиться и причащаться? Кто нам мешает быть на богослужении? Ведь Первомайский район насчитывает сейчас уже больше двухсот тысяч населения! А в храме сколько нас?.. Кто мешает тем, которые дома сидят, прийти и поклониться Господу? У нас в храме меньше одного процента из всех жителей. Меньше одного процента! Кто мешает им прийти в церковь к Богу? Господь говорит через Евангелие: «Когда Сын Человеческий придет судить, то вряд ли обрящет веру на земле» (См. Лк 17:26-30, Лк 18:8). Вера укрепляется, и мы идем по правильному пути нашей Русской Православной Церкви ко спасению и вечной жизни. Поэтому, братья и сестры, призываю, будьте ко всему внимательны и слушайте священника, который наставляет, а не толки разных прихожан – они-то сами слепые, еще и по своему малодушию, по своему невниманию, или, скажем, слабоумию, говорят ошибочно. Я же вам зачитал официальный документ. Ни о каком сближении, ни о какой унии речи быть не может. Вообще, богословские вопросы на Кубе не затрагивались! Вам же Ангела Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таинств. Напоминаю, что сегодня вечерня в 16:00 – Всенощное бдение с освящением пятью хлебов. И кто мешает вам и всем остальным прийти на богослужение? А то многоглагольствуют, а в храм не желают ходить! Не надо многоглагольствовать, надо быть в церкви! Потому что Господь сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20). Всенощное бдение в 16:00, а завтра – 8:00 – начало Божественной литургии. Вам же Ангела-Хранителя и Божие благословение. После службы руководитель социального отдела Восточного благочиния Владимир Саввич провел традиционный сбор пожертвований на реконструкцию Кафедрального собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. |