Воскресная проповедь 21.02.2016 Печать

21 февраля 2016 года, в Неделю о мытаре и фарисее, совершение Божественной литургии в нашем храме возглавил настоятель храма, благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на Евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (о мытаре и фарисее, Лк 18:10-14):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Имея намерение спасти каждого, Господь обращается ко всем слушателям, которые толпились вокруг Христа. Эта простая вера учеников и безграничная надежда народа наполняла сердце Иисуса радостью – все они с искреннею и восторженною благодарностью теснились около своего доброго Пастыря и великого Врача. Божественный Проповедник приводит им притчу (пример) – короткий назидательный рассказ, который заключает в себе нравственное поучение. Сказал им о том, что должно всегда молиться и не унывать.

Среди прочих притч, которые предшествовали ранее, Христос рассказал им причту о мытаре и фарисее, которую вы сейчас слышали.

Два человека пришли в храм помолиться: один из них фарисей, а другой мытарь.

Прежде всего, я бы хотел обратить ваше внимание на то, для чего мы приходим в дом Божий. «Дом Мой дом молитвы наречется», – так говорит Бог (См. Мф 21:13). Следовательно, в храме нельзя заниматься другими делами, но только творить молитву. Это место, где есть селение Бога нашего. «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20).

Мы веруем, что, обращаясь к Богу через молитву, она будет услышана. Мы молимся сердцем, разумом и помышлением и надеемся, что молитва, произносимая нашими устами, слышна и приятна Богу.

Но также не должны забывать – когда грешим, мы стоим как на ладони пред Богом.

Когда сосредоточенно молимся, то веруем, что Бог обязательно должен услышать нас, а когда грешим, как будто и вовсе Он не видит нас?.. Как будто мы где-то далеки и спрятаны от Его взора...

Наверное, так думал фарисей, когда вошел в храм Божий. Заняв лучшее место, стал молиться: «Господи, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь». Говорил потому, что когда заходил в храм, увидел мытаря, посмотрел на него и дал свою самооценку этому, как ему казалось, кающемуся грешнику. Фарисей начинает молитву как должно, но сейчас же переходит к осуждению ближних и к возвеличению себя самого. Кроме отрицательных качеств, какие приписал себе фарисей выше (он не грабитель, не обидчик и не прелюбодей), а говорит о своих положительных заслугах перед Богом, как будто это не Бог давал ему силы совершать добрые дела.

Дальше последовала молитва в том русле, как, он говорит: «Господи, я два раза в неделю пощусь и десятину отдаю из всего, что приобретаю». Надменный фарисей в самодовольном своем подсчёте, своим постом и милостынею похвалялся перед Богом.

«Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Грешный мытарь с опущенными глазами только и повторял вопль, взывая к милосердию Божиему.

Итак, говорит собравшимся Господь – ученикам и народу: «Воистину говорю вам, что мытарь, который стоит в самом последнем углу храма, молится из глубины души, через свое смирение и сокрушенный дух, выйдет из дома Моего оправданным, нежели тот фарисей: ибо всякий, кто себя смиряет, вознесется, а всякий, кто себя возносит, унижен будет». Иисус поучал, что Бог больше любит кающееся смирение, чем простое внешнее служение, и что сердце смиренное и дух сокрушенный – вот жертвы, которых не презрит Он. Он дал народу понять, что они дороги Богу, что хотя они и заблудшие дети, но всё-таки Его дети.

Аминь.


Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 89 зач., XVIII, 10-14.

10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.









Проповедь по совершении Божественной литургии

Всех вас поздравляю с воскресным днем и с началом чтения «Постной Триоди» - особой церковной книги, которая приготавливает нас ко встрече Великого поста.

Неделя, в которую с завтрашнего дня мы вступаем, называется сплошная, то есть в среду и пятницу мы не постимся, в среду и пятницу церковь предписывает нам вкушение скоромных продуктов, так как мы с вами уже начинаем готовиться к Великому посту.

Что такое пост? Пост – это проявление нашей любви к Богу, пост – это необходимое воздержание. Церковь предписывает это потому, что так говорит Бог, а Бог жалеет нас, жалеет, чтобы мы не объедались чрезмерно. Да мы и сами уже чувствуем, что мясо, колбасы и т. д., начинают нам надоедать. Наш организм уже устал от этих продуктов, – поэтому Бог Своею любовью останавливает нас от беды, призывает к воздержанию. Поэтому если кто-то и скажет: «Вот, в Церкви заставляют поститься», – это неправильное изречение. Церковь не заставляет, а наставляет. Пост служит продолжением нашей здоровой жизни, потому что об этом и говорит Иисус, – сына Сирахова, книга Библии, где сказано: «Не объедайся, ибо пища, которая служит человеку на пользу и на крепость его сил, она же, чрезмерно употреблённая нами, убивает нас». «Здоровый сон бывает при умеренности желудка: встал рано, и душа его с ним» (гл. 31, 22). «Страдание бессонницею   и холера и резь в животе бывают у человека ненасытного. Если ты обременил себя яствами, то встань из-за стола и отдохни» (гл. 31, 23-24).

Поэтому в поствовании мы должны видеть руку Господа нашего Иисуса Христа, руку Бога, Который Своей любовью и здесь нас оберегает от преждевременной смерти.

Службы на следующей неделе будут таким образом:

Сегодня вечерня в 16:00 с чтением акафиста, в среду вечерня в 16:00, в четверг – 8:00 – начало Божественной литургии, память Иверской иконы Божией Матери. В пятницу  9:00 молебен водосвятный, вечерня в 16:00, в субботу – 8:00 – начало Божественной литургии. Вечерня в субботу 16:00, воскресенье – 8:00 – начало Божественной литургии.

Сегодняшняя Неделя называется Неделя о мытаре и фарисее. На евангельской притче на примере мытаря и фарисея Бог учит нас, с каким расположением духа нужно молиться в церкви или в любом другом месте. Спаситель ожидает от нас не только смирения, но и, осознавая свои грехи, мы должны приносить покаяние. Почему? Потому что в Царство Небесное ничего не войдет скверного (См. Откр 21:27), так же, как и в ад – ничего не войдет чистого. Если человек полон греха и беззакония, как же он переступит порог Царских врат? Праведный и верующий человек, живущий по заповедям и исполняющий волю Господню, никогда не попадет в тёмные селения, в ад кромешный, – но будет жить вечно в райских селениях, где всегда присутствие Господа Бога.

Поэтому говорит Господь: «Сын Мой, если ты оступился, или дочь Моя, по своей немощи и слабости или болезни нарушили закон, который дарован нам для спасения, то соберитесь с мыслями, не обвиняя никого живущих вокруг, не ищите в своих неудачах виновного, но идите в церковь, в место единения Бога с человеком, как пришел в храм мытарь и показал свое смирение – он говорил мало, но с многой скорбью о своих грехах, не смел даже глаза поднять на небо, но стал на самом последнем месте, считая себя самым грешным человеком, не взирая ни на кого, он обратился к Богу, со словами: «Боже! будь милостив ко мне грешному!»

В молитве каждый из нас должен благодарить Господа как Благодетеля за непрестанные милости и славить Его как всесовершенного Творца и Промыслителя. Пусть каждый собирающийся в храм или стоящий на молитве дома преимущественно заботится о том, как благоуспешно молиться, чтобы выйти из церкви оправданным, как мытарь, а не осужденным, как фарисей.

Аминь.

Вам же Ангела Хранителя и Божие благословение.

 

Слава Тебе, Боже.    

Слава Тебе, Боже.   

Слава Тебе, Боже.