Воскресная проповедь 28.02.2016 Печать

Великому посту предшествуют три подготовительные недели (седмицы) – Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне и Неделя о Страшном Суде. Эти Недели направлены на то, чтобы верующие подошли к Великому посту в правильном духовном настрое. 28 февраля 2016 года, в Неделю о блудном сыне, совершение Божественной литургии в нашем храме возглавил настоятель протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (притча о блудном сыне, Лк 15:11-32):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Старались приблизиться к Христу очень многие, среди которых были мытари и грешники, которые и стремились послушать Его учение. Фарисеи были крайне недовольны этим и говорили между собой: «Посмотрите, Он с мытарями и грешниками общается и с ними ест». Выходило так, что Христос, допуская к Себе мытарей и грешников, невольно понуждал фарисеев общаться с теми, которых они осуждали и называли отступниками от разных предписаний закона.

На что Спаситель ответил: «Разве нуждается здоровый во враче? Но только тот, кто болен, имеет нужду в лекаре». «не требуют здравии врача, но болящии» (Лк 5:31). Затем Спаситель произнес им притчи: о заблудившей овце, о потерянной драхме, и о блудном сыне, – притча, которая была зачитана.

Спаситель с божественной и кроткой иронией говорит им следующее: некий человек имел два сына; и младший, или, как говорит Евангелие, юнейший, подошел со всяким дерзновением и сказал: «отче! дай мне следующую мне часть имения». Отец посмотрел на сына, ничего ему не сказав, но часть имения ему дал, разделив между сыновьями. Прожив некоторое время в доме отца, сын собрал то, что имел и удалился в другую страну, и там, проводя распутную жизнь, расточил все свое имение.

Этим временем, в этой стране начался голод, а сын стал страдать. Наконец он прилепился к одному из жителей той страны, и последний разрешил ему быть работником на полях своих, пасти стада свиней. Господь показывает фарисеям, что сын опустился до такой степени, что взялся работать на самом низком занятии, – пасти свиней, потому как с точки зрения иудея считалось, что человек, который выращивает эту животину, есть самый ничтожный, так как свиньи считались нечистыми животными.

И вот, исполняя послушание, блудный сын дошел до того, что имел большое желание насытить свое чрево рожками, которыми питались свиньи, но этого ему не давали! Наконец, придя в себя, стал размышлять о той жизни, когда он был в доме отца своего. «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему, – подумал он. – Вернусь в дом отца моего (не на правах сына –  какие могут быть права, когда я предал его), приду и скажу: отче! согрешил я пред небом и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прошу лишь, позволь мне быть в числе твоих работников» (См. Лк 15:17-19).

И, как помыслил это, он встал и пошел в страну свою.

Что же было дальше? Стоило ему дойти до родного селения, как отец вышел навстречу ему, увидев сына, сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

Сын произнес следующие покаянные слова: «отче! согрешил пред небом и пред тобою и недостоин называться сыном твоим».

Он не успел еще договорить, как отец услышал раскаяние своего сына, приказал слугам принести лучшую одежду и одеть перстень на руку его, и обувь на ноги его. Это означало, что вернувшийся сын становится полноправным членом отцовского дома. Обняв сына, он сказал слугам: «Заколите лучшего теленка; будем есть и веселиться! Ибо сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начались торжества в доме счастливого отца.

Старший сын был далеко от родного дома, исполнял послушание отцовское. Когда день приклонился к вечеру, то, возвращаясь в дом отца, услышал пение, ликование, радость и веселие. Призвав одного из слуг, он спросил: «Что происходит в доме нашем?» Ему ответили: «Брат твой младший вернулся; отец призвал наемных танцоров и по этому поводу при пиршествах гуляние и музыка, потому что принял его в полном здоровье».

Старший сын осердился на отца и не стал заходить в дом. Слуги сообщили господину, что старший сын стоит вне дома и не желает входить. Отец сам вышел к нему и, обнявши, позвал в дом.

Но он сказал: «Отче, я столько лет служу тебе и никогда не нарушал повеления твоего, ты же никогда не дал мне и козлёнка с друзьями моими разделить; а когда твой сын, который с блудницами расточил все свое имение, вернулся, ты для него заколол откормленного теленка». Выражая недовольство, старший сын ставит в вину отцу скорое прощение младшего сына, упрекая его за нежное сердце и опять в самом худшем виде выставил прощенные уже грехи своего брата, высказал всю узкость злобного непрощающего сердца, ошибочно принимающего внешнюю праведность за святую любовь.

Отец снова с улыбкой посмотрел на своего старшего сына и сказал: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, о том надобно радоваться и веселиться, потому что брат твой был мертв и ожил, был потерян и нашелся».

Из этой притчи Господь объясняет фарисеям и книжникам, которые были еще в общении со Спасителем, но всё больше начинали роптать на Него, пытается достучаться до их сердец, произнося слова великой истины – о том, что Он ожидает каждого грешника, осознавшего в себе свою греховность, – Христос с радостью принимает таковых. Заключение притчи прямо относится к тем самым обстоятельствам, которые вызывали ее. Гневный ропот книжников и фарисеев показал, как мало они в своем холодном очерствении и надменности знали то, что в очах Божиих слеза одного истинно кающегося грешника бесконечно дороже бессердечного и бесплотного формализма тысячи фарисеев.

Ибо Отец Небесный борется за каждого из нас.

Аминь.


Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 79 зач., XV, 11-32.

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.



Проповедь по совершении Божественной литургии

Ангела Хранителя и Божие благословение призываю на вас и на предстоящую неделю. Неделя эта будет обычная, мясопустная, так как в среду и в пятницу снова у нас постные дни.

Служба сегодня вечерня в 16:00 с чтением акафиста, на неделе – в понедельник вечерня в 16:00, во вторник – 8:00 – начало Божественной литургии. Во вторник память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России.

В пятницу 09:00 молебен водосвятный с чтением акафиста Божией Матери, вечерня в 16:00 – служба заупокойная, так как в пятницу уже будет читаться семнадцатая кафизма, где будут перед Богом вознесены все молитвы за наших почивших сродников, отцах и братьях. А также в субботу в 7:30 начало Часов, 8:00 – начало Божественной литургии. По окончании Божественной литургии панихида по всем от века почившим христианам православным, суббота именуется родительская. Затем в субботу вечерня в 16:00, в воскресенье в 7:30 начало часов, 8:00 – начало Божественной литургии.

Очень бы хотел, чтобы вы вместе со мной порадовались, так как в храм иконы Божией Матери «Умиление», снова прибывает Богородица «Умиление» Локотская – именно та, которая была в прошлом году. С этой иконой прошли крестным ходом ближнее и дальнее зарубежье, Россию, Белоруссию, Украину, Приднестровье, Абхазию, Чехию, Словакию, Румынию, Португалию, Италию… В конечном итоге она всё же дошла до своего храма, но этому предшествовало долгих 18 лет пути.

Икона Умиление (Серафимо-Дивеевская) Локотская мироточивая находится в пос. Локоть Брянской области.

Однажды в 1994 году жительница пос. Локоть Брянской области Наталья Николаевна (духовная дочь Отца Мелетия (Демина), в магазине «Детский мир» обратила внимание на настенный календарь с изображением иконы Божией Матери «Умиление» – любимого образа преп. Серафима Саровского. Календарь был за прошлый год, и, расстроившись, она вышла из магазина. Но сердце сжималось из-за того, что так одиноко смотрелся в магазине, среди толп равнодушных людей, этот образ – «просроченный», который никто не приобретал. Она вернулась и купила два оставшихся календаря. Дома вырезала образы и повесила на стену.

Как-то во время болезни в 1999 году Наталья Николаевна читала книгу, на обложке которой был изображен образ Божией Матери «Умиление». И вдруг почувствовала благоухание, весьма удивившись. Такого необыкновенно густого аромата цветов, ощущения утренней зари она не испытывала никогда – вся комната оказалась пропитана этим. Благоухание исходило от иконы со старого календаря. С мужем они решили поставить чудотворный образ в рамку и, перевернув его, увидели, что с другой стороны проступил лик Божией Матери. Позвали священника, пропели акафист – икона замироточила…

Мироточение продолжается по сей день, кроме периодов Великого поста. Ей сделали двустороннюю ризу, причем с другой стороны эта риза следует рисунку проступившего образа. Поставленная в киот, икона мироточит и внутри него, и часто струйками мира покрывается и внешняя сторона стекла. Лицевая сторона иконы, на протяжении стольких лет покрытая миром, вопреки законам физики не пропитывает насквозь бумагу. С другой же стороны масляным слоем покрыто только проступившее изображение. Из-за ризы мы не видим его полностью, но на показанных фотографиях в районе чрева Богородицы проступает лик Христа с Туринской плащаницы.

По сей день икона обильно мироточит сама, мироточат также выставляемые перед нею иконы многочисленных паломников. Миром покрываются хлеба и вода, выставленные тут же. Иногда как моросящим дождиком покропляются и молящиеся. Старые иконы в этом доме обновляются, расколотые сращиваются, ризы белого металла на глазах покрываются золотом (правда, хозяин, смеясь, заметил, что химической экспертизы никто не делал, речь идет пока только о цвете). Экспертами были представлены видеозаписи мироточения в Локте. Происходят и другие удивительные события, как считает Наталья Николаевна, по молитвам старца Мелетия и милости Пресвятой Богородицы.

Протоиерей Александр Митрушин, настоятель храма Всех скорбящих Радости Орловской епархии, заметил, что и растения реагируют на икону. Священник вспомнил случай, когда его прихожанин, получивший засушенную розу, украшавшую когда-то этот образ, вынужден был остановить машину, в которой возвращался со своим подарком домой: салон наполнился сильным благоуханием, а стекла покрылись росой.

Были и случаи чудесного исцеления тяжелобольных после молитвы пред этим образом. Так, у жительницы Брянска, готовившейся к серьезной онкологической операции, после поездки в Локоть УЗИ опухоли не обнаружило. Хранительница иконы Наталья Николаевна, будучи сама врачом, настоятельно посоветовала женщине все же прооперироваться. На месте бывшей опухоли, зафиксированной снимками и анализами, в процессе операции была обнаружена небольшая язвочка, а метастазы были словно прижжены.

Настоятель Никольской церкви села Лямцино Домодедовского района о. Александр Трушин рассказал, как, выложив свою икону святителя Николая, втайне замыслил по примеру Гедеона из Ветхого Завета: «Господи, если это Твоя воля, то пусть одна икона – моя – останется сухой». И на экране мы видели среди обильно мироточащих образов «сухого» святителя Николая. Иерей дал и духовное осмысление увиденного им в Локте: свойство всех чудес, посылаемых нам Богом, в том смирении, радости и благодати, которыми они наполняют нашу душу.

На заседании круглого стола, проведенного 2 февраля 2006 г. в рамках XVI Международных Рождественских чтений в Московском университете, в работе которого принимали участие члены экспертной рабочей группы по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви при Синодальной богословской комиссии Московского патриархата, православные священники, иконописцы, редакторы православных изданий, исследуемые события – мироточение в пос. Локоть Брянской области, были единодушно признаны чудом.

Поэтому 20 марта эта икона прибывает в город Ростов-на-Дону, и от площади Мира, адрес – Воровского, 48, Администрация Первомайского района, именно там с главой администрации мы встречаем эту икону, служим всенародно краткий молебен и идем крестным ходом в наш храм, а затем уже в нашем храме будет отслужен молебен с чтением акафиста Божией Матери. Вот такие прекрасные торжества ждут нас впереди.

Вам же Ангела Хранителя и Божие благословение.

 

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.