ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru  

Телеканал СПАС 



Воскресная проповедь 13.03.2016 Печать

13 марта 2016 года (Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания, прощеное воскресенье) совершение Божественной литургии в нашем храме возглавил настоятель протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (Мф 6:14-21):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Путь возвращения к Богу лежит через покаяние. Чему должен научиться в течение всей своей земной жизни человек – покаянию. Оно одно-единственное, в конце концов, открывает двери Царства Небесного.

Путь к воздержанию и началу Великого поста лежит через продолжение подготавливающих нас Недель. Образами о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде Святая Церковь подготавливает нас к посту. Подготавливает и в сегодняшний день – прощеное воскресение, которое именуется «Воспоминание Адамова изгнания».

Через осмысленное и сердечное покаяние, – возможно наше возвращение к Богу. Об этом свидетельствует и сегодняшнее прочитанное Евангелие.

«Если прощаете людям согрешения их, и Отец Небесный простит вам согрешения ваши. Если не будете прощать людям согрешения их, и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

Когда поститесь, то приведите себя в порядок: не будьте унылы, как лицемеры. Воистину, – говорит Господь, – они получают награду уже, потому что народ славит их. Но помажь главу твою и лице твое умой, чтобы явиться постящимся не перед народом, но явись постящимся Отцу твоему, Который у тебя втайне; ибо Отец твой, видя тайное, воздаст тебе явно». Лицемеры особенно пользовались этими способами, чтобы привлечь внимание на свои посты, сделать их заметными. По учению Спасителя пост должен быть во всех случаях тайным, внутренним расположением человека в его отношениях к Богу.

«И не собирайте себе богатство, к которому подкрадывается тля и моль и истребляют, а воры подкапывают и крадут. Собирайте богатство, где нет ни моли, ни тли, где воры не могут подкапывать и красть». Свойства земных богатств, указанные Спасителем, должны напоминать людям о нестяжательности, и последняя должна определять отношение человека к  богатству и вообще к  земным  благам. Христос не требует от человека аскетизма – но не надо на земле ценить сокровища, собирание больших капиталов, выше духовных сокровищ, которые не подлежат такому истреблению, как земные.

И заканчивает Господь словами, которые раскрывают весь смысл жизни и всю цель, Он говорит: «где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

К чему человек тянется, там жить и будет. Следовательно, если к земному, материальному, а оно скоротечно – то и жизнь его скоротечна. Если в сердце человека преобладает любовь к земным сокровищам, то небесные отходят для него на задний план и наоборот.

Но собирать нужно богатство, где нет тли, нет воров, они не смогут украсть добрые наши дела и поступки, потому что это невозможно сделать. Это те черты характера сердечных человеческих помышлений, которые будут складываться в вечность, – «ибо где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Аминь.


Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 17 зач., VI, 14-21.

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое,

18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
















Проповедь по совершении Божественной литургии

Всем вам Ангела Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Всех вас с воскресным днем, – с преддверием дня великого покаяния, прощения обид и началом чтения сугубой молитвы Ефрема Сирина.

В чем же заключается наше покаяние и для чего нужен пост?

Пост – это то средоточие, которое настраивает нас на покаяние. От веселия и празднословия удаляемся, от праздного стола воздерживаемся, от уныния и любоначалия отгребаемся. Пост телесный ничего не значит без духовного, внутреннего поста человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву? Святой Иоанн Златоуст говорит: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, – нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».

Очень хорошо сказал преподобный Амвросий, старец Оптинский. Он сказал, что человек может покаяться за одну минуту и оправдаться.

Но ведь к этой минуте нужно дойти!.. Потому-то Церковь подготавливает нас, начиная с недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, который всё же дошел до такой минуты, осознав в себе всё свое духовное несовершенство, а затем и телесное падение, пришел к отцу и поклонился с покаянием.

Неделя о Страшном суде, – о том, что каждый получит по своим заслугам. Где будет его сердце, там будет его жизнь. Если сердце принадлежит Богу, то жизнь наша будет с Отцом Небесным. Если жизнь человеческая опиралась на земные богатства и суету скоротечную, то и жизнь будет такая же скоротечная и земная.

И, наконец, Церковь подводит нас к последней неделе – к прощеному воскресенью, которая именуется «Неделя «Воспоминание Адамова изгнания».

В чем же заключается Адамово изгнание и почему Церковь нам об этом говорит?

Потому что праотец, не сразу осознав весь греховный шаг богоотступничества, не оценив глубину падения, но оказав преслушание Богу и склонившись в послушание диаволу, сам себя сделал чуждым Бога, сами себя сделали рабами диавола. Грех – это осуществление зла, его конкретное воплощение. Подобно глыбе, брошенной в воду, которая от соприкосновения с водой образует волны на поверхности, поднимает со дна грязь, оглушает и отравляет водную живность. Глыба первородного греха была так тяжела, что изменила все бытие человечества и мир. Поддавшись злу, Адам и Ева были изгнаны из рая – отлучены от идеального устроения Царства Небесного. А ведь стоило Адаму сказать, как сказал на кресте в последние часы своей земной жизни благоразумный разбойник: «Вспомни обо мне, Господи, когда придёшь в Свое Царство!» (См. Лк 23:32-43, Мф 27:38-44, Мк 15:27-32).

Этими словами благоразумный разбойник оправдался.

Так же и отцу нашему Адаму стоило сказать: «Согрешил я, Господи, согрешил. Прости меня». Но что же сказал Адам? Адам на вопрос Спасителя ответил иначе: «[Адам,] где ты?» – «я наг, и убояхся». «кто сказал тебе, что ты наг? не вкушал ли ты плода от древа, которое Я запретил тебе?» Адам ответил: «жена, та, которую Ты мне дал, дала мне, и я ел». (См. Быт 3:9-12).

Омрачение ума прародителей проявилось в том, что они пытались скрыться от Лица Божия среди деревьев рая, позабыв и о Божественной любви, и о вездесущии Бога, о Его всеведении: пытались оправдаться. Вместо покаяния прародители избирают лукавое самооправдание. Вместо сыновней любви к Богу – Адам во всем обвиняет Еву и Бога. Помрачение ума, воли и чувств прародителей – это были признаки духовной смерти, которой человек подвергся в результате грехопадения.

Об этом Церковь говорит нам, чтобы мы в эти дни напомнили себе о самом главном в нашей жизни – о покаянии. Когда же еще, как не в постах, мы можем достичь этого совершенного и спасительного раскаяния. Отказавшись от скоромной пищи, несем на себе бремя поста, а через воздержание получаем способность к покаянию.

Каждый из нас готов нести тяготу поста, испросив Божию помощь и примирившись друг с другом, может твердо стоять на страже несения поста и воздержаться от разного рода искушений.

Искушение может быть не только в пище и питие. Если мы считаем, что мясо вкушать не будем, но будем ругаться с родными, с близкими, поносить соседей, ненавидеть, желать зла, какой толк от нашего поста? Если мы исключим из рациона питания молочные продукты и яйца, а сами будем кушать полведра картошки, да пять булок хлеба за один присест, то какой толк от такого поста. Пост это то, когда человек выходит из-за стола, как говорил архиепископ Иоасаф, с чувством голода, – тогда-то и будет принято Богом наше воздержание.

Аминь.

Служба сегодня, вечерня, в 16:00.

Вечернее богослужение, начиная с понедельника, несколько изменено. Понедельник, вторник, среда и четверг – будет начинаться в 18:00 с чтением канона Преподобномученика Андрея Критского. Великий покаянный канон, где говорится о глубоком покаянии, о твердом намерении изменить свою жизнь, и каждый верующий должен стоять в стенах храма и во время молитвы приносить раскаяние Господу, как разбойник благоразумный принес покаяние на кресте.

Когда я был в таком возрасте, как наши ребята алтарники, мы молились в Кафедральном соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы (собор, который географически находится на Старом базаре), и на первой неделе поста пропускали даже школьные занятия, чтобы прийти на богослужение. Архиепископ Иоасаф на первой неделе поста выходил на амвон и говорил: «Всем, кто находится в храме, прощаются грехи от рождения и до сего дня». И сколько людей ожидали этих слов!.. А слова архиерея – это слова Самого Бога. Помню только, что после этих слов у архиерея ноги подкашивались. Иподьякона брали под руки архипастыря и заводили в алтарь. Сорок дней Владыка молился за всех прощенных им людей, едва-едва переставляя ноги.

Я не архиерей и не могу так сказать, но призываю вас на вечернее Богослужение, на котором будет читаться покаянный канон Преподобномученика Андрея Критского.

В субботу вечерня в 16:00, в воскресенье – 8:00 – начало Божественной литургии.

Ангела Хранителя и Божие благословение.

 

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"