ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru  

Телеканал СПАС 



Воскресная проповедь 20.03.2016 Печать

20 марта 2016 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжество Православия, благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк обратился к молящимся со словом проповеди на Евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Ин 1:43-51):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

«Пожелал Иисус идти в Галилею», – так говорит сегодняшнее Евангелие. И во время Своего путешествия Он встретил человека по имени Филипп. Обратился к нему со словами: «иди за Мною». И Филипп из селения Вифсаиды («дом рыбы»), из одного города с Андреем и Петром, пошел за Ним. Но еще нужно было пройти некоторому времени, для того чтобы ученики Христа оказались способными стать Его постоянными спутниками и взять на себя тяжелое бремя апостольского служения.

Может быть, нам кажется: вот сейчас бы стоял среди нас Спаситель, вот так бы бросил, или бросила всё, и пошли за Ним.

А что нам мешает идти за Христом?.. Маленькие дети? Положение в обществе? Должность на работе? Что мешает нам жить со Христом?.. Наверное, всё, что мешает нам, находится внутри нас. Но мы должны быть готовы всегда, как говорит сегодняшнее Евангелие, по первому зову ответить Христу. Если Господь нас призывает, то мы должны идти той дорогой, на которую Он нас зовет, потому что путь этот спасительный и не имеет конца. Все остальные пути ведут в пропасть. Призванные еще не могли знать, кто Он. Следуя за Ним, они таким образом могли руководствоваться совсем иным побуждением, или даже простым внутренним побуждением, имея в виду свою собственную цель. Но как глубок и многознаменателен был этот призыв и как серьезно нужно всем приближающимся к Спасителю отвечать на него.

Когда же Филипп встретил своего товарища Нафанаила, он сказал: «мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». На что Нафанаил ответил ему: «А что может быть доброго из Назарета?» Филипп сказал: «Пойдем со мною, и ты сам увидишь Его». Иди и посмотри Того, Который, будучи просто плотником назаретским, наполняет священным благоговением всех приближающихся к Нему. Раскрывает тайны сердец и влечет к Себе даже самых грешных с чувством тоскующей любви, в Котором все дышит неотразимым очарованием безгрешной чистоты.

Когда же они приближались к Спасителю, то ученики и масса народа, бедных простецов, всегда окружавших Иисуса, услышали: «Посмотрите, вот идет человек, в котором нет лукавства, он истинный Израильтянин».

Эти слова и добрый отзыв слышал Нафанаил (в будущем будет зваться Варфоломей апостол), и сказал: «Равви! А откуда Ты знаешь меня? Откуда Ты знаешь мой характер, что вот так говоришь, что я истинный Израильтянин?» Но Тот, Кому ведомы сокровенные тайны сердца, и без всякого усилия легко заглянуть в тайну души, и затронул Спаситель в Нафанаиле. В ответ на это Спаситель указывает ему на Свое сверхъестественное ведение. Он говорит: «Перед тем как тебе сказал товарищ твой Филипп обо Мне, Я видел тебя, когда ты был под смоковницею».

Нафанаил обомлел, все сомнения его исчезли. Стрела непреклонного убеждения мгновенно пронзила сердце израильтянина. Иисус сказал ему то, – видимо, то делание, тайные желания, а может быть глубокое моление и особое прошение к Богу, проблески мгновенной мысли, которые никто никогда не мог ни видеть, ни знать.

И когда Нафанаил услышал эти слова, он пал на колени и воскликнул: «Равви! Воистину Ты Сын Божий, воистину Ты Царь Израилев».

Спаситель улыбнулся, сказал ему: «Ты уверовал в Меня только за одно Мое слово, за то, что Я сказал и открыл твое тайное, что никто никогда не мог видеть и знать, что ты делал утром. Но за твою веру Я открою тебе, – и обращается ко всем присутствующим, говоря: – отныне будете видеть небо отверстым и Ангелы Божии будут восходить и нисходить к Сыну Человеческому».

Аминь.


Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 5 зач., I, 43-51.

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.









Проповедь по совершении Божественной литургии

После церковного собора, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в империи, Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста, бывшее в 843 году 11 марта (по другим данным - 19 февраля). По словам церковного историка Антона Карташёва, один из византийских летописцев описал это событие таким образом:

«Царица предложила святейшему патриарху Мефодию известить и собрать всех православных митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы пришли в Великую Церковь Божию с честными крестами и святыми иконами в первое воскресенье святого Поста. И когда бесчисленное множество народа собралось, приходит и сам царь Михаил со святой и православной матерью своей Феодорой и со всем синклитом… соединившись со святым Патриархом, вместе двинулись от алтаря со святыми иконами и честным крестом и святым евангелием и пошли с литией до ворот дворца, так называемых Кентавриевых. И после долгой молитвы и сокрушенного многоплачевного и умиленного взывания Господи помилуй, возвратились во святой храм для совершения божественной таинственной литургии с великой радостью и торжеством.

И таким образом восстановлены святые и честные иконы для почитания и поклонения в храме Божием. Благочестивые же самодержцы со всечестным и святым патриархом Мефодием и бывшими при нём тогда митрополитами и преподобными подвижниками постановили: ежегодно в первое воскресение святого Поста праздновать торжественно в Великой Божией Церкви сей святой и честной праздник, который и празднуется доныне. Иконы одновременно были поставлены и во всех церквах Константинополя».

Поэтому было утверждено первую неделю Великого поста, точнее, первое воскресение Великого поста называть «Торжество Православия», ежегодно возносить Богу благодарение. И так с 843 года по сегодняшний день каждый год Церковь прославляет Господа нашего Иисуса Христа и возносит Ему благодарение о всех Его делах и всей Его благости к нам, грешным, и составили службу.

В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцов. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема – провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

Всех вас, православные, поздравляю с первой Неделей Великого поста и Торжеством Православия; причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин, а те, кто еще не причастился, то должны к этому готовиться, а тот, кто причащался, пусть не расслабляется, а готовится снова и приходит в восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; к соединению с Господом нашим Иисусом Христом здесь, в Церкви земной, через причастие.

Всем вам Ангела Хранителя и Божие благословение.

Служба на неделе: в понедельник в 16:00 вечерня, во вторник в 7:30 начало утрени, Великопостных часов, чтение Евангелие от Матфея, а затем Литургия Преждеосвященных Даров. Во вторник память сорока Севастийских мучеников.

Вторник – вечерня в 16:00, в среду в 7:30 начало утрени, Великопостных часов. В 16:00 – Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

Вам же Ангела Хранителя и Божие благословение.

Православные, к вам обращаюсь: мы ежемесячно участвуем, – благодаря вам, – в ежемесячном сборе средств на реставрацию Кафедрального собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Кафедральный собор на Старом базаре). Сейчас полным ходом идет реставрация. Кто может внести лепту, пожертвовать, – пожалуйста, пожертвуйте. Скажу вам, что когда Христос находился в Иерусалимском храме и многие люди вкладывали в жертвенную кружку от своих щедрот (они клали немалые суммы денег, не ущемляя свою семью), и вот вдруг среди общего народа пришла женщина вдова, – вы же знаете это, – и положила две лепты.

Ну что можно построить или сделать на две копейки, на две лепты?.. И что же сказал Спаситель? Он сказал: «Посмотрите, вот эта женщина отдала гораздо больше, чем кто-либо, она отдала последнее». (См. Мк 12:41-44, Лк 21:1-4).

А Богу что нужно? Сердце наше сокрушенное и смиренное. Наша любовь нелицемерная. Наше сыновнее внимание к Нему.

Поэтому если мы сыпем от своих щедрот, не замечая утраты, – это одна сторона жизни, а когда мы отдаём, делимся с Богом последним, сокровенным, оно нам вернётся в Царстве Небесном в свое время, когда будем стоять перед Лицом Божиим. Мы скажем: «Как хорошо, как правильно мы сделали, что мы лепту передали себе же в вечность!», – и не будем там нищими.

Спаси Господи.

 

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"