Воскресная проповедь 17.04.2016 Печать

17 апреля 2016 года, в Неделю 5-ю Великого поста, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк обратился к молящимся со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Мк 10:32-45):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Вышедши из небольшого городка под названием Вифания (об этом сегодня было прочитано Евангельское слово), Иисус шел несколько впереди Своих учеников, а они ужасались, но шли за Ним. Он снова подозвал двенадцать к Себе и сказал: «вот, мы восходим во Иерусалим. Сын Человеческий будет отдан в руки человек грешников, и схватят Его, и осудят Его, и будут смеяться над Ним, и оплюют Его, и, бивши, убьют Его; и в третий день воскреснет». (См. Мк 10:32-34).

Ученики не совсем еще были способны понять всех этих слов. Не могли, потому что – если мать родит ребенка и начнет сразу кормить его твердой пищей, ведь погубит своего младенца, он может умереть от несварения желудка. Младенцу нечем жевать хлеб. Нужно время, чтобы младенец подрос, и тогда уже будет питаться не только молоком своей матери, но сможет вкушать твёрдую пищу. Ему не нужно будет сидеть на руках, потому что ноги его окрепли, и он сам способен передвигаться. Но для всего этого необходимо какое-то время.

И к такому постепенному восприятию тайны крестных страданий подводит Своих учеников Христос, Сын Божий. Он говорит им снова и снова такие слова, которые приводят их в ужас – и, тем не менее, они не думают об этом, потому что считают, что такого быть не может. Ученики видят, что народ ожидает Сына Человеческого, так как знают, что Христос только что воскресил мертвого Лазаря, и народ стекается увидеть и воскликнуть «Осанна» Великому Пророку, – а Господь говорит о предательстве, осмеянии, уничижении, о вкушении мученической смерти в Иерусалиме.

Двое из учеников, слыша речи Христа об ожидающей Его смерти, подошли и сказали: «Учитель! Позволь нам нечто сказать Тебе. Мы желаем, чтобы Ты нам исполнил, о чем мы попросим Тебя».

И тогда Учитель говорит: «Скажите, что вы хотите, чтобы Я сделал вам?»  

Иоанн и Иаков, брат его, говорят: «Разреши нам, когда Ты придешь в славе Своей, сесть одному по правую сторону, а другому по левую от Тебя». На что Спаситель сказал: «Вы не понимаете, что просите. Разве можете чашу пить, которую Я буду пить?»

Они говорят: «можем».

И тогда, взглянув на них Отцовской любовью, сказал: «чашу, которую Я буду пить, и вы испиете, и крещением, каким Я буду креститься, вы креститесь».

Тогда десять, а среди них был и Иуда, стали негодовать на Иоанна и Иакова, говоря: «Что же они, будут впереди сидеть? А как же мы?» Начинается между ними спор из-за первых мест в новом царстве, который начался не без помощи Иуды–предателя. Возникновение подобных явлений показывает, что ученики не всегда имели любовь друг к другу и братское единение. Но это было не от злобы, а больше от простоты, неразвитости и недостаточного усвоения учения Христова.

Христос подозвал их и сказал: «Посмотрите на мир: народ, который избирает себе старшего, невольно служит ему, потому что, поставив перед собой князя, он господствует ими и властвуют над ними. Но среди вас не должно быть так: если кто из вас хочет быть первым, да будет всем рабом. И кто хочет быть большим между вами, да будет всем слугой. Ибо и Сын Человеческий пришел в мир не для того, чтобы мир Ему служил, но пришел для того, чтобы послужить миру и даже душу Свою отдать за избавление многих».

Аминь.

 

Евангельское Чтение

Лит. - Мк., 47 зач., X, 32-45.

32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:

33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,

34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;

40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано.

41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою;

44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

 

Проповедь по совершении Божественной литургии

Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн, всех вас с воскресным днем и пятой неделей Великого поста. Я напоминаю, что следующая неделя последняя, а затем – Страстная седмица. Вот, незаметно и прошел Великий пост…

Сегодня вечернее богослужение в 16:00.

На неделе: во вторник вечерня в 16:00, великое повечерие, в среду в 7:30 начало утрени, Великопостных часов с чтением Евангелия от Иоанна и изобразительные.

В среду в 18:00 вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

В четверг вечернее богослужение в 16:00, а Соборование, великое Таинство елеосвящения, которое будет совершено семью священнослужителями, в 18:00.

В пятницу в 7:30 утреня, часы и литургия Преждеосвященных Даров. В пятницу вечерня в 16:00, в субботу – 8:00 – начало Божественной литургии.

В субботу – воспоминание великого чуда, которое сотворил Бог, воскрешая Четверодневного Лазаря. Ради этого великого Евангельского события Церковь разрешает послабление поста: в субботу мы вкушаем рыбную икру. В субботу вечерня в 16:00, – на вечернем богослужении будет освящение вайи – то есть ветви деревьев, которые мы принесем в храм. В нашем регионе мы приносим Богу вербу, так как пальмы у нас не растут. В Иерусалиме этот праздник называется Пальмовое воскресение, у нас же он носит название Вербное воскресение, потому что кроме верб у нас в это время ничего не просыпается после зимней спячки.

В воскресенье 7:30 начало часов, а 8:00 – начало  Божественной литургии. Церковь предлагает нам поразмыслить над тем великим событием, когда Христос, Сын Божий, торжественно и скромно на осле, сыне подяремнича, входил в Иерусалим. Это один из двенадцати величайших праздников, который в народе называется Вербное воскресение.

Вам же Ангела-Хранителя и Божие благословение.

В Вербное воскресение послабление поста – мы вкушаем не только рыбную икру, но и саму рыбу.

Вам же Ангела-Хранителя и Божие благословение.

 

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.