Паломничество (из воспоминаний прихожан) Печать

Дорогие прихожане храма Умиление! Мы продолжаем обновлять раздел "Летопись храма" по воспоминаниям непосредственных участников событий (строительство храма, паломничества, создание воскресной школы, приходская деятельность), просим присылать материалы для публикации.

Паломничество.

"Несмотря на грандиозную стройку, наши прихожане совершали паломнические поездки. В первые годы мы начинали с однодневных по Ростовской области – в г. Шахты, Новочеркасск, Старочеркасск, х. Обуховку и т. д.

В июле 2001 года мы отправились в первую длительную 10-дневную поездку по Святым местам. В группу входили прихожане нашего храма и Свято-Никольского прихода г. Зерноград. Возглавили поездку настоятель нашего храма отец Димитрий с семьей и благочинный Зерноградского района отец Петр (Юркин).

Два автобуса были перегружены, а со священниками ехали 6 легковых автомобилей с семьями наших прихожан.

В маршрут из более 2000 километров входило посещение великих русских монастырей г. Воронежа, с. Эммануиловки Рязанской области, городов  Санаксар, Дивеево, Арзамаса, Нижнего Новгорода, Боголюбово, Владимира, Сергиева Посада, Москвы, Серпухова, Оптиной пустыни, г. Козельска и Задонска.

Из всех наших поездок это была самая тяжелая.

Автобусы и машины ломались. Ночевать приходилось в автобусе, на земле и только несколько коротких ночлегов по 3-4 часа в монастырях.

Это была моя первая большая паломническая поездка как руководителя группы. У меня не было никакой подготовки. Но благодаря молитвам наших священников и неведомых нам чистым сердцем людей, поездка получилась незабываемая.

Каждое Святое место открывалось нам своей неповторимой красотой и благодатью.

В три часа утра мы остановились у стен Воронежского Покровского Кафедрального собора, построенного в середине XIX века. Расположились отдохнуть несколько часов до службы прямо на травке.

Собор переполнен старинными иконами. Главная святыня – мощи Святителя Митрофана Воронежского. И от этого весь собор наполнен неповторимым благоуханием и благоговением. Мы отстояли утреннюю службу, посетили святой источник и отправились через вековой сосновый лес в Рязанскую область, Свято-Успенский Вышенский женский монастырь, где наши священники должны были забрать частицу мощей Феофана Затворника.

Святитель Феофан родился 10 января 1815 года и прославился не только тем, что из-под его пера вышли многочисленные духовные сочинения. Инок Вышенской пустыни вел обширную переписку со многими духовными лицами и мирянами, обращающимися к нему за разрешением насущных духовных вопросов.

Пройдя курс духовного училища, свое образование закончил в Киевской Духовной Академии. До 1853 года иеромонах Феофан назначен членом миссии в Иерусалиме.

По возвращении он возведен был в сан архимандрита, в 1859 году посвящен в епископа Тамбовской епархии, а затем переведен в город Владимир.

Частые служения, неутолимое проповедание слова Божия, заботы о духовно-учебных заведениях, об открытии церковно-приходских школ, о возобновлении храмов Божиих – это малая часть его святой жизни.

Осенью 1860 года город Тамбов подвергся ужасному бедствию – страшным пожарам. Святитель Феофан явился тогда истинным ангелом - утешителем своей паствы и вдохновенным истолкователем воли Божией.

По его неусыпной молитве и упованию на Господа пожары прекратились благодаря продолжительному дождю.

С 1866 года началась его 28-летняя затворническая жизнь в Вышенской пустыни.

На святителя Феофана имел могущественное воздействие пример Тихона Задонского, образ которого он написал во весь рост. Он также написал превосходные иконы: Спасителя, несущего крест, Казанской Божией Матери, св. великомученицы Варвары и многие другие.

Санкт-Петербургская Духовная Академия ещё в 1882 г. избрала его своим почетным членом «за его многочисленные богословские сочинения» и в 1890 г. возвела в степень доктора богословия.

Святитель Феофан особо почитал праздник Богоявления Господня и Господь принял в Свои Небесные обители душу Своего истинного почитателя в этот праздник в 1894 году. Он был прославлен в 1988 году.

День памяти 23 января.

Слегка сбившись с пути, минуя монастырь, к вечеру мы подъехали к небольшому деревянному храму Сергия Радонежского села Эммануиловка. Радушный настоятель храма протоиерей Георгий открыл нам не только храм, но и мощи Святого Угодника святителя Феофана Затворника. Помазал маслицем из лампады, и разлил его нам в пузыречки. Несколько наших прихожан удостоились видеть говорящую Вышенскую икону Божией Матери.

И снова сон на свежем воздухе, на деревянном крыльце храма. Сон на одном дыхании, но дающем необыкновенную энергию.

Утром пешком 2 километра среди соснового аромата пошли на службу в женский монастырь.

Далее наш путь лежал к прп. Феодору Санаксарскому.

«Среди леса и заливных лугов стоит Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь. Многочисленные паломники из разных городов и весей России устремляются в эту тихую строгую обитель. Душа, исполненная сомнений и многих вопросов, жаждет христианского участия, умнаго сердечного совета, а более всего желает прикоснуться к простоте и смирению, мудрости и живой вере старцев».

Из Зернограда, ради посещения именно этого монастыря, с нами ехала сестра схиигумена Иеронима, духовника этого монастыря, почившего 40 дней тому назад. К этой дате она везла пожертвования из своего храма. Но так случилось, что она не знала, что брат уже схиигумен. Она ехала к иеромонаху. А в монастыре мы узнали, что это очень почитаемый священнослужитель, на могиле которого ежедневно вечером молятся монахи, и к нему приезжают даже из дальних мест. Её встретили с большим почетом. Отдали фотографии схиигумена, на которых он и в России, и за границей, одарили монастырскими подарками.

Правила в монастыре очень строгие. Во время службы женщины обязательно стоят по левую сторону, а мужчины по правую. При всех таинствах и обрядах в первую очередь проходят мужчины. Лица монахов сосредоточенные. Все подтянутые и стройные. Нам сказали, что трудятся они по 20 часов, и ведут очень благочестивый образ жизни.

Впервые за поездку мы спали в помещении. Отстояв утреннюю службу и приняв Святое Причастие, стали собираться в путь. Впереди две третьих пути и посещение 10 обителей.

Увидев во дворе очень благообразного старца, взяла у него благословение на добрую дорогу. После решения организаторских вопросов, на обратном пути вновь увидела этого старца, окруженного множеством паломников.

Я узнала, что это старец Питирим, и к нему очень трудно попасть на прием.

У меня был очень серьезный вопрос, ответ на который мне хотелось получить в этой поездке. Я пониже склонила голову и молча подошла вместе со всеми. Он добродушно всех благословлял. А положив руку ко мне на голову, вдруг сказал: «А тебя (возможно, он сказал «матушка») я уже благословлял. Смириться тебе нужно. Смирись! И поезжай домой». От неожиданности я приподняла голову. С губ уже было готово сорваться возражение: «Почему, батюшка, ведь мы не домой, а дальше к Святым местам собираемся?» Но как будто читая мои мысли, он вновь повторил: «В гостях хорошо, а дома лучше».

Я была поражена. Я знала, что старцы просто так не говорят. В голове роились разные вопросы, почему нужно возвращаться. Но я постаралась успокоиться. Первая фраза стала ответом на мой главный вопрос.

А после поездки поняла значение и фразы о возвращении домой. Всю дорогу машины ломались. Отец Димитрий с теми, кто ехал на легковых машинах, получили благословение возвращаться, и с середины пути вернулись в Ростов. Наши 2 автобуса продолжили поездку, но в конце поездки мы чудом уехали из Москвы за 1 час до начала сильнейшего урагана, который разбушевался и наделал тогда очень много бед.

Перед отъездом мы оказались у могилы схиигумена Иеронима, над которой приехавший издалека священник и его спутники служили панихиду. Они брали земельку с могилки. Взяли и мы.

А Санаксарский монастырь готовился к канонизации адмирала Феодора Ушакова – племянника Феодора Санаксарского, который будучи адмиралом, удостоился прожить святую жизнь.

Через 3 часа, к вечерней службе, мы были в Дивеево.

Всё, что происходит у человека впервые в жизни, производит необыкновенное впечатление. А первая встреча с таким неповторимым монастырем, его удивительной, своеобразной жизнью, ещё более усиливали первые ощущения.

Огромная площадь, образованная двумя соборами, церковью с трапезной и колокольней, усажена цветами. Цветы те же, что и в наших краях, но от благодатной среды, более яркие, более крупные. Каждый бутон переполнен лепестками. В начале сада, который называют «Сад Царицы Небесной», плантация земляники. И сливаясь, аромат цветов и земляники производят небесное благоухание!

Забегая вперед, скажу, что, когда в последующей поездке нам посчастливилось потрудиться в этом Небесном саду, мы увидели, что фрукты и ягоды оказались очень крупными и сочными.

Даже не верилось, что во времена лихолетия на этом месте было футбольное поле.

Монашеньки, нежные, хрупкие, своими руками сняли утрамбованный слой почвы, завезли новую землю и с любовью её обрабатывают. В саду нет и кусочка пустой земли, и невозможно перечислить всё разнообразие фрукт и ягод, которое здесь растет.

Убранство и архитектура Свято Троицкого собора поразили своей красотой. Главная святыня и ценность монастыря – мощи Святого угодника Божия Серафима Саровского, очередь к которому не прекращается. Бережно хранятся его ряса, лапотки, вериги, котелок, топор и ботинки – сапоги огромного размера и, вероятно, очень тяжелые. В трапезном храме мощи других святых угодников Свято-Дивеевской обители. И огромное количество икон и мощевиков.

Как и в Санаксарском монастыре, так и здесь, наших паломников заинтересовали проницательные проповеди священников. Мы получили ответы на очень-очень многие наши вопросы, не задавая их. Казалось, что говорят священники о том, что мы знаем, но так доходчиво и вразумительно, что осталось на всю жизнь.

После службы вся наша группа с отцом Димитрием прошла по Канавке, читая про себя 150 раз молитву Песнь Пресвятой Богородице. Великий Саровский подвижник говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев».

Нам благословили ночлег в Казанском храме. Втроем с нашей Ириной и Виктором Яковлевичем нас отправили выяснить, где он находится. Оказалось достаточно далеко от автобусов. Когда мы подошли к ограде храма, было уже совсем темно и ворота замкнуты. Ирина начала молиться: «Милосердия двери отверзи нам». Мы подхватили. Дотронулись до ворот, а они открылись. Разбудили двух очень стареньких монашек, которые очень удивились, каким образом мы смогли войти. Разузнали о ночлеге. А когда вернулись к автобусам – все уже спали. Мы не стали тревожить паломников, а отправились принять источник матушки Александры, после чего легли спать в автобусе.

На рассвете вдоль всей ограды Дивеевского монастыря стояли на молитве наши паломники. Умиляющая картина.

Посетив источники матушки Александры – основательницы монастыря и батюшки Серафима, напитавшись монастырской благодатью, наш путь лежал через Арзамас на Нижний Новгород.

В центре Арзамаса на площади стоит собор – бывший католический костёл. Он был закрыт, а сторож находился в сторожке на краю площади. Как и в Дивеево ночью, мы приступили к молитве: «Милосердия двери отверзи нам». И уже во второй раз были подтверждены слова: «По вере вашей да будет вам».

Огромные двери огромного собора открылись. Мы вошли в пустой храм, наполненный статуями Святых угодников. В правом углу в стеклянной комнате в полный человеческий рост статуя сидящего после мучительных пыток, истязаний и надругательств, нашего Спасителя, Иисуса Христа. Израненного, окровавленного, измученного, в терновом венце. Сердце сжалось от боли и скорби. Очень тяжелое зрелище!

А в храме никого. Вдруг забегает сторож с эмоциональным вопросом: «Как вы сюда вошли?» На наш ответ: «Было открыто», он долго возмущался и не верил. Но слегка успокоившись, рассказал, что из-за отсутствия прихожан, служба проходит всего один раз в неделю вечером в субботу.

Во время остановки для трапезы по пути на Нижний Новгород, наши паломники обратились ко мне с тем, что у многих уже нет ни денег, ни продуктов, а впереди полпути. Отец Димитрий благословил раздать по 100 рублей от денег за проезд, и те пожертвования, которые везли для монастырей: упаковки сахара, крупы и растительного масла, отдали нам.

И снова поучительная история. Мы сложили те продукты, что оставались у каждого, а во время остановок закупали свежую капусту и консервы. Нарезали ведро салата и сообща трапезничали. До пожертвований дело не дошло.

И начиная с Нижнего Новгорода, все пожертвования мы раздали по монастырям. А в Ростове оказалась ещё куча продуктов, которые мы отдали в наш храм.

Вечером, около 20 часов, мы были у стен Благовещенского мужского монастыря. Здесь же находится семинария, которую успешно окончил наш отец Димитрий.

Дежурный монах провел для нас небольшую экскурсию, потрапезничали чем Бог послал, но с таким ценным в дороге, кипятком, и в 2 часа ночи улеглись спать в воскресной школе.

Основание монастыря 1220 год, но уже в 1229 году он был разрушен мордовским князем Пургасом и находился в запустении до 1370 года, когда был восстановлен святителем Алексием, митрополитом Московским.

Пять каменных храмов: соборный Благовещенский (1370 г.); Успенский (XVI в.); во имя прп. Сергия Радонежского (XVII в.); во имя св. ап. Андрея Первозванного (1836 г.); во имя свт. Алексия, митрополита Московского (1834 г.)

В 1995 году по Волге приплыла икона Божией Матери, написанная по железу, и долго стояла в 3-х километрах от монастыря. Рыбаки выловили её и принесли в монастырь. Ей дали имя «Благодатное небо», так как она была похожа на этот образ.

Вместо раннего утра, из-за поломок легковых машин, мы уехали из монастыря в 10 часов утра.

Нам на всю жизнь запомнилась проповедь архимандрита Кирилла (Покровского), настоятеля Благовещенского монастыря города Нижний Новгород. Он гневно осудил паломников, которые превращаются в культуристов.

Пусть в Сергиев Посад лежал через Боголюбово и Владимир.

Боголюбский мужской монастырь является одним из древнейших в Центральной части России. Его основание связано с важнейшим религиозным событием XII века – перенесением чудотворной Владимировской иконы Божией Матери из Киева в Ростов Великий. В 10 верстах от Владимира кони, везшие чудотворную икону, внезапно остановились, а ночью слезно молящемуся князю явилась Богоматерь и повелела на этом месте основать храм в честь Своего Рождества и обитель для иноков, а чудотворную икону поставить во Владимире. Князь Андрей исполнил все повеления Пресвятой Девы: построил на сим «любимом Богом» месте собор. Владимировская икона с этого дня стала главной святыней и символом Святой Руси, а Владимиро-Суздальская земля – центром Русского государства. Тогда же по княжескому повелению была написана Боголюбская икона Божией Матери в том виде, как Она явилась святому князю Андрею в ночном видении: стоящая во весь рост, со свитком в левой руке и обращенная ликом к Спасителю, находящемуся в правом верхнем углу. Перед Ней – коленопреклоненный Андрей Боголюбский.

Летом 1174 года князь был убит заговорщиками. Место мученической кончины святого князя (в лестничной башне Боголюбского замка) сохранилось до наших дней.

После кончины князя обитель претерпевала разорение и разграбление, но продолжала существовать.

В настоящее время на территории обители находятся: Собор Боголюбской иконы Божией Матери (проект К. А. Тона), освящен свт. Феофаном Затворником в мае 1866 г.; Храм Рождества Пресвятой Богородицы (XII - XVIII вв.); Палаты св. кн. Андрея Боголюбского (XII в.); Благовещенская трапезная церковь (XVII в.); Часовня–киворий (XVII в.); Колокольня с надвратной церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы (XIX в.); Келейные корпуса, ограда, башни (XVIII-XIX вв.)

Далее наш путь лежал через Владимир, в котором 32 храма, большинство из них были по нашему маршруту.

Мы посетили Успенский собор – этот выдающийся памятник древнерусской архитектуры, заложенный князем Андреем Боголюбским 8 апреля 1158 года. Его отличают совершенные пропорции, безукоризненная техника кладки, прекрасная обработка деталей, выполненных с удивительным чувством меры.

Доживший до наших дней, он перенес все испытания, выпавшие на Русь-матушку почти за 9 столетий: пожары, разрушение, разграбление ордынской рати и польско-шведской интервенции.

Восстановление храма началось при Петре I и затянулось до конца XVIII столетия, когда был установлен украшенный позолоченной резьбой новый иконостас. В соборе можно видеть фрески Андрея Рублева и Даниила Черного (1408 г.), в которых отражена тема Страшного суда.

В некрополе покоятся великие князья: Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Всеволодович и другие знаменитости Древней Руси.

Совершив экскурсию и приложившись к мощам святых угодников и другим святыням Собора, мы расположились на отдых на траве в сквере у Собора. Наше традиционное блюдо: ведро салата из свежей капусты с огурцами, да рыбные консервы принимались всеми паломниками как самое изысканное блюдо.

В Сергиев Посад мы приехали поздней ночью. В 6 часов утра открывается монастырь и теряешься от множества желаний – в какой храм пойти? В Лавре 2 собора и множество храмов: Успенский собор (1585 г.), Троицкий собор (1422-1425 гг.), где почивают святые мощи Игумена земли Русской Преподобного Сергия Радонежского, Надвратный храм Рождества св. Иоанна Предтечи, храм свв. апп. Петра и Павла, храм в честь Покрова Божией Матери в Духовной академии, много других церквей и 5-тиярусная колокольня.

Решила: «Как Господь управит». И Он действительно не замедлил послать благодать.

Бог дал отстоять службу в Троицком соборе, поисповедоваться и причаститься в Покровском академическом храме, отстоять молебен в Успенском соборе, купить пластмассовые православные фляжки в часовне, набрать святой воды из фонтана в центре Лавры и самое главное приложиться к мощам Сергия Радонежского.

Для меня это были самые трогательные минуты. Пятнадцать лет назад, по просьбе своего отца, я приезжала в Лавру. Тогда, ещё не осознавая всей величины этой святой обители, мое сердце трепетало от увиденного. Теперь же, уже окунувшись в церковную жизнь, я во второй раз переживала прилив благодати от общения с этой Великой Святынею.

Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана Преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В её стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви. В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. За свою долгую историю Троицкий монастырь неоднократно подвергался нападениям неприятелей. В 1608-1610 гг. обитель выдержала осаду 30-тысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных было около 3 тысяч).

Последнее возрождение обители началось в 1946 году.

Таким образом исполняется обещание Самой Пресвятой Богородицы при явлении Сергию Радонежскому: «Не бойся, избранниче Мой, - сказала Она. – Я пришла посетить тебя, услышана была молитва твоя об учениках твоих и об обители твоей. Я неотступно буду от места сего и всегда буду покрывать его».

В книге «Святые места России» я прочитала: «…Россия будет стоять до тех пор, пока теплится лампада у раки Преподобного Сергия». Тогда я опять вспомнила, как в 1986 году меня поразило огромное количество лампад над святыми мощами.

В той же книге написано: «Преподобный Сергий Радонежский первый раз спас Русскую землю во времена татарского ига, во второй раз – во время смуты и польско-литовского нашествия. В третий раз он явился русским людям в переломный момент Великой Отечественной войны. Сейчас Россия переживает времена новых погромов православия, новой смуты и нового, хоть и скрытого, нашествия иноверцев».

«Преподобный отче наш, Сергие, моли Бога о нас».

Мы отправились в Радонеж, поклониться родителям преподобного Сергия святым угодникам Кириллу и Марии.

Из «Жития Сергия Радонежского», написанного монахом Троице-Сергиевой Лавры, его учеником Епифанием Премудрым, известно, что в 1336 году его родители, благочестивые ростовские бояре, приняли постриг в Покровском Хотьковом монастыре.

Примерно через год Кирилл и Мария скончались и были похоронены там же. Монастырь стал усыпальницей рода преподобного Сергия: в нем похоронены родной брат Петр с женой. Здесь жил старший брат Стефан после смерти супруги, отсюда он вместе с Сергием ушел в леса, где было положено начало Троицкой Лавре.

Сейчас это процветающий монастырь с многообразной духовной жизнью.

На закате дня мы выезжали в Москву. Полосой прошёл ураганный дождь, а в центре было сухо. Мужской Даниловский монастырь встретил нас в строгости, но с любовью.

Поужинав сообща полюбившимся салатом из капусты, оба автобуса улеглись в классах воскресной школы. Но спать не пришлось. Заболела наша прихожанка. Думали, что давление, а у неё разыгралась «рожа» на ноге – тяжелое, вызывающее сильную, нестерпимую боль, заболевание.

Но Господь дал ей силы в лежачем положении доехать до дома. В Ростове она легла в больницу.

Раннюю службу отстояли в храме Даниловского монастыря. Здесь, как и в Сергиевом Посаде, новшество – свечи лежат без цены. Стоит ящик для пожертвования. Кладешь, сколько можешь, берешь свечи и ставишь на подсвечник.

После службы была возможность посетить еще какое-то святое место Москвы. Я, грешная, позабыла о рассказах моей усопшей мамы о жизни матушки Матроны. И предложила поехать в только что построенный Храм Христа Спасителя.

Группа просилась к матушке Матроне. Я предложила голосовать (!). По подавляющему большинству голосов мы поехали к Святой блаженной матушке Матроне. И вот какой поучительный урок я получила.

Мы отстояли огромную очередь, но понимали, что до отъезда не успеем приложиться. По просьбе паломников я пошла к дежурной просить пропустить нас без очереди. Она отказала. В это время я увидела, что наша группа уже прикладывается к мощам. Я попыталась к ним пройти, но дежурная ответила: «Это они отстояли очередь, а вы идите в конец». Я вышла во двор и поняла, что матушка Матрона из-за того, что я не хотела к ней ехать, теперь меня не допускает к себе. Во дворе установлена икона Святой Угодницы для поклонения. Я стала пред ней на колени и плакала слезами искреннего раскаивания. Вдруг вижу, в очереди у иконы стоит высокий запоминающийся своим видом мужчина, за которым стояла наша группа. Я спросила: «Вы помните, что я с группой стояла за вами?» Он ответил: «Конечно, помню». Пара женщин тоже подтвердили, что мы стояли за ними в очереди. Я стала в очередь, но через несколько минут они все куда-то исчезли. Продолжая молитву, я подошла к святым мощам и приложилась.

На мой вопрос к паломникам: «Кто вас пропустил без очереди?», они ответили, что прошли по нашей очереди. На удивление, у нас ещё оставалось 1,5 часа. Мамочка 10-летнего мальчика просила показать ему Метро. И ещё бабушка с 6-летней внучкой. Я поехала с ними. И мамочка Татьяна призналась, что ради того, чтобы побывать в Храме Христа Спасителя, она согласна отстать от автобуса!

Мы все загорелись этим желанием, и с Божией помощью 30 минут провели в Храме.

Невероятно, но мы посетили 2 этажа. В подвальном храме шло венчание, а верхний основной, просто поразил своею величественностью. Казалось, под куполом качаются облака.

Быстрым шагом мы прошли по храму, приложились к иконам, но этих мгновений хватило нам, чтобы запомнить их на всю жизнь: живительную прохладу, благоухание ароматов масел и ладана, благодать, исходящую от икон и частиц мощей.

Мы не опоздали. И ещё раз убедились, что добрыми делами управляет Сам Господь.

«Святая блаженная матушка Матрона, моли Бога о нас».

Из Москвы мы выехали в 14 часов, а позже, уже дома в Ростове, узнали, что в 15 часов в Москве начался страшный ураган, который принес много бед и разрушений.

Ничего не подозревая, через Серпухов, мы отправились в Оптину пустынь.

В Серпуховской Высоцкий мужской монастырь мы попали во время молебна с Акафистом Божией Матери «Взыскание погибших». По окончании Акафиста в подкрепление наших ослабевших сил нас помазал елеем настоятель монастыря. Мы приложились к главной святыне – чудотворной иконе «Неупиваемая чаша». Эта икона была увешана в несколько рядов золотыми украшениями в благодарность за полученное исцеление от тяжкого недуга – пьянства.

В Оптину пустынь приехали около 3-х часов ночи.

Предание гласит, что этот монастырь был основан на рубеже XIV-XV веков старцем Оптой, бывшим атаманом шайки разбойников, который покаялся и принял постриг с именем Макарий. До конца XVIII века обитель терпела много бедствий. В конце XVIII века с приходом в монастырь старцев, он стал возрождаться. В конце XIX века эта обитель была духовным центром образованной религиозной части русского общества.

Старчество – это особый подвиг иночества, связанный в России с именем преподобного Паисия Величковского (1722 – 1794 гг.) Возраст для старчества не имеет значения. Духовные внуки Святаго Паисия, Моисей и Антоний Путиловы, братья-отшельники калужских лесов, получили благословение возродить Оптину пустынь.

Первым знаменитым Оптинским старцем был Лев (ум. 1841 г.), вторым – Макарий (ум. 1860 г.), третьим – Амвросий (ум. 1891 г.) Амвросия называют столпом старчества.

От древних времен старчеству дана от Бога особая благодать для духовного окормления душ человеческих. Старчество было той благодатной силой, которая руководила духовной жизнью монастыря, освящала его насельников и всех притекающих за советом и утешением. Тысячи людей: от беднейших крестьян до особ императорской фамилии, стремились в Оптину к старцам.

Из молодого, жизнерадостного, очень болтливого молодого человека, Александра Михайловича Гренкова, по воле Божией, вырос старец-чудотворец Амвросий, которого боготворили ещё при жизни. «До конца дней был Амвросий веселым и жизнерадостным человеком, что и есть, наверное, мера подвига старца».

Сам же старец мучился от болей, но терпел. «Терпел пророк Моисей, терпел пророк Елисей, терпел пророк Илия, так потерплю ж и я» - такая была его шутка.

«Как жить?» - кричали ему из толпы. «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение», - отвечал старец Амвросий.

«Единый спасительный путь жизни – покаяние и вера в Промысел Божий».

В 1926 году монастырь был разорен, а с 1988 года началось его возрождение.

В монастыре находятся мощи: прп. Амвросия, прп. Нектария, прп. Моисея, прп. Варсонофия, прп. Льва, прп. Макария, прп. Анатолия Старшего, прп. Анатолия Младшего, прп. Иосифа, прп. Никона Исповедника, прп. Исаакия I, прп. Исаакия II, росоточивая икона Божией Матери «Казанская», мироточивая икона прп. Амвросия, св. колодец прп. Пафнутия Боровского, св. колодец свт. Амвросия Медиоланского.

Из Оптины мы направились в Казанскую Свято-Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь пос. Шамордино, которую основал сам преподобный Амвросий – любимое его детище.

Над монастырем, напоминающим мощную крепость, огромное количество пикообразных куполов. На пике одного из них находятся два металлических ангела. И они так расположены, что с любой стороны они отделены от крыши и находятся как бы на облаках.

Храм вмещает 8000 человек. Трапезная на 1200 мест. Богадельня, где в чистоте и благообразии содержатся немощные старушки. Молитвенная служба идет круглосуточно.

Здесь находятся два святых целебных источника. Спуск к ним крутой и тяжелый, но кому Бог дал, все спустились.

И вот последняя святая обитель нашего ученического паломничества – женский и мужской монастыри Тихона Задонского.

И как обычно в этой поездке, глубокой ночью мы подъехали к женскому монастырю. На краю аккуратного пышного монастырского огорода был расположен кран с водой. Как благодатной росой, омывшись холодной водой, кто где уснул до службы.

Исповедь принимал старенький протоиерей Владимир – духовник женской обители. По милости Божией в 80-е годы мой отец несколько лет жил в Задонске и помогал отцу Владимиру служить в алтаре Троицкого собора. Эта радостная новость придала мне утраченные силы. Я снова получила ответы на многие вопросы. И почувствовала ответную радость пастыря.

Только теперь, когда вся душа моя находится в церкви, с Богом, я начала понимать своих родителей. Много беды я принесла им своим образом жизни, а они всё терпели, молились и не оставляли надежды на моё исправление. Только благодаря их молитвам Господь постепенно открывается мне, грешной. Какое это счастье – жить во Христе!

После службы мы посетили келью Тихона Задонского, спустились среди вековых хвойных деревьев к его источнику. И отправились в мужской монастырь.

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь был основан в 1615 г. двумя старцами Кириллом и Герасимом, принесшими с собою из Московского Сретенского монастыря копию Владимирской иконы Божией Матери и поселившимися на правом берегу р. Тешевки.

В 1769 году сюда пришёл на покой, оставив кафедру епископа Воронежского и Елецкого, святитель Тихон. Именно он сделал Задонский монастырь знаменитым на всю Россию.

Тихон Задонский (в миру Тимофей Савельевич Соколов) родился в 1724 году в семье бедного дьячка села Короцка, около Валдая, в Новгородском крае. Отец его вскоре умер. Семья осталась в такой бедности, что мать решила отдать младшего сына богатому ямщику, который хотел его усыновить. Но старший сын Пётр упросил её не делать этого. «Мы научим Тиму читать, - говорил он, - и он будет где-нибудь пономарем!»

До 14 лет Тимофей часто за один кусок чёрного хлеба работал у крестьян. Наконец мальчика отдали в Новгородское Духовное училище. Не имея тёплой одежды, Тимофей однажды чуть не замерз в пути, но был спасен проезжим купцом. Учился Тимофей хорошо. В свободное время ему по-прежнему приходилось работать в поле, и занимался он ночью. Иногда он продавал свою пищу, чтобы купить свечку для позднего чтения. Шаловливые сверстники пели ему величание и «кадили» лаптями.

В тридцать лет, после семинарии, предстоял выбор жизненного пути, и он выбрал монашество.

В тридцать четыре – постриг с именем Тихон. Вместо латыни, он преподавал философию по-русски, очень увлекательно. Вскоре его возвели в сан архимандрита.

Избранным епископом Новгородским в сильном волнении въезжал Тихон в город юности. Среди встречавшего его духовенства были и бывшие его товарищи по учению, и он шутливо напомнил им детские шалости.

Затем, будучи епископом Воронежским, он совершил титанический труд по воспитанию своей паствы. Свою епархию, тогда почти всю покрытую дремучими лесами и степью, он объезжал верхом.

Святитель завёл школы и проповедничество, открыл духовные училища, писал наставления священникам и следил за их исполнением, воспитал в народе привычку ходить в церковь, знатных и богатых приучил к милосердию, боролся с оставшимся ещё язычеством.

От постоянных трудов здоровье Святителя окончательно расстроилось. Он уже был не в силах управлять епархией и удалился в Задонский монастырь. Здесь он продолжал писать – теперь он работал днем, а ночи отдавал молитве.

Всё своё он раздавал, всех принимал, нуждающимся помогал, собирал у себя детей.

Но не все понимали подвижника.

Всю жизнь Тихон терпеливо нес крест поношений и глумлений, говоря: «Так Богу угодно, я достоин этого за грехи мои».

Свой дар прозрения и чудотворения он тщательно скрывал. Но после смерти скрыть его было нельзя, и дар этот проявился с огромной силой.

После тщательной проверки сообщавшихся из Задонского монастыря сведений 13/26 августа 1861 года состоялось торжественное открытие мощей. Множество людей, приложившись к мощам, получили исцеление. Особенно много исцелилось бесноватых, за что святого Тихона стали называть «прогонителем лукавых духов».

«Отче Тихоне, моли Бога о нас».

В Ростов мы возвратились в три часа ночи. Уставшие, но счастливые, воодушевленные и окрыленные надеждой на Господа. Мы искренне верили, что состояние радости, благодарности, предвкушение вечного, доброго, останется в нас во все годы нашей нелёгкой жизни. Ведь соприкосновение с таким количеством благодати не проходит бесследно.

Благодарим, Тебя, Господи за всё".