Летопись (продолжение) Печать

В последующие годы с помощью Божией мы совершали множество незабываемых больших и однодневных паломнических поездок. И каждая из них была новым открытием таинственной монастырской жизни.

В июле 2003 года во время 10-дневной поездки мы побывали в Воронеже, Задонске, Варлаамо-Хутынском монастыре, у Серафима Вырицкого, в Иоанно-Богословском Череменецком мужском монастыре, в Александро-Невской Лавре, у Иоанна Кронштадтского и Ксении Петербургской, вдоль Ладожского озера доехали до Александро-Свирского монастыря, а на обратном пути приложились к мощам матушки Матроны в Москве, переночевали в женском тогда скиту, а теперь монастыре г. Гороховец, посетили Дивеево и вернулись в Ростов.

Утром первого дня нашей поездки шёл проливной дождь. По окончании службы в Воронежском Покровском Кафедральном соборе был отслужен необыкновенный акафист, чтобы Господь послал на землю благодатное солнце. В тот год всю Центральную Россию и Юг заливали сначала весенние, а затем и летние дожди. Урожай был на грани полной гибели.

Каждая молитва этой службы выражала единодушное желание молящихся упросить Господа простить все наши грехи и послать долгожданное солнце.

И Господь послал нам эту благодать. От порога храма и до возвращения в Ростовскую область нам сопутствовала прекрасная солнечная погода. В каждом новом месте нашего странствования нам говорили, что вчера был дождь, а сегодня солнце.

И часть урожая того года была спасена. Ведь на коленях пред Господом тогда стояли во многих храмах России.

Мы приняли святой источник и приложились к мощам Тихона Задонского, посетили его келью и направились к Варлааму Хутынскому.

Белокаменный красавец монастырь хранит завещание преподобного и здесь очень радушно встречают всех паломников. Наш земляк духовник Варлаамо-Хутынского Спасо-Преображенского женского монастыря отец Макарий одарил нас повязками и платками от святых мощей. Мы отслужили с ним молебен на святой горке, по преданию насыпанной Варлаамом Хутынским на «гиблом» месте своей скуфейкой, и полежали на зеленой травке. «Прижмись к Святой земле и она исцелит твою боль».

Помазанные маслом от лампадки у раки, мы отправились в удаленное от мира место – остров Череменец.

«Посреди изумительного по красоте Череменецкого озера, обрамленного великолепной сенью прекрасного леса, в патриархальной глубинке Северо-Запада России расположена удивительная по своей красоте одна из жемчужин русского христианства – Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь».

В полуразрушенном храме находится образ любимого ученика Спасителя – Иоанна Богослова, образ чудотворный, явившийся миру в 1478 году.

Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь хранит много славных страниц в более чем пятисотлетней истории своего существования.

Много раз разоряли монастырь.

«Но ничто в Божьем мире не остается без ответа – брошенный тобою камень к тебе же и вернется – богоборческая империя канула в небытие, а обитель святая, основанная Святым Апостолом и Евангелистом Иоанном Богословом постепенно с Божьей помощью возрождается».

Он был открыт в конце 90-х годов и одного из двух первых насельников, иеромонаха Митрофана (Осяк) утвердили настоятелем. Это родной племянник нашего отца Димитрия.

Молодой, энергичный монах развил бурную деятельность по восстановлению святого места, а самое главное – по возрождению истинного Православия в опустошенных душах.

Искренняя любовь к Богу, привитая ему рано ушедшим из этой жизни мудрым, благочестивым отцом протоиереем Александром (Осяк) и самоотверженное воспитание богобоязненной рассудительной матушки Ольги, дали свои плодотворные корни.

Православная церковь оценила огромный, нелегкий труд игумена Митрофана, и 15 марта 2013 года, он был рукоположен в Архимандрита.

А через неделю, 23 марта 2013 года в Москве, в Никольском храме в Хамовниках Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершил хиротонию Архимандрита Митрофана во Епископа Гатчинского и Лужского.

Но 10 лет назад, находясь в Иоанно-Богословском Череменецком мужском монастыре, мы не знали, что так будет.

Единственное, в чём все единогласны, что в этом необыкновенном уголке России было присутствие великой благодати.

Остатки монастыря полностью в руинах. Но мы собрали старые металлические кровати, искупались под шлангом с тёплой водой, нас накормили, и мы окунулись в благословенный сон.

А всё вокруг: и дремучий лес, и чудесное озеро, и все святыни монастыря, вливали в наши души и тела какую-то небесную энергию.

К великому нашему сожалению игумена Митрофана не было в монастыре и утром не было службы.

21 июля в день Казанской иконы Божией Матери мы спешили к Серафиму Вырицкому на службу в Казанский храм.

«Храм был заложен 14 июля 1913 г. в память 300-летия дома Романовых и освящен 6 июля 1914 года епископом Гдовским Вениамином – будущим священномучеником.

Авторы проекта Вырицкого Казанского храма известные архитекторы М. В. Красовский и В. П. Апышков. За основу ими был принят стиль древнерусских деревянных церквей с шатровым верхом. Возводилась церковь также по уникальным старинным строительным приемам и технологиям».

На фоне вековых сосен стройный деревянный храм сказочно красив.

Близ храма – небольшая часовня, где покоятся подспудно мощи преподобного Серафима Вырицкого и схимонахини Серафимы (Муравьевых).

Серафим Вырицкий (Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года в крестьянской семье. В душе мальчика жила мечта уйти в монастырь. Но «получив благословение лаврского схимника пока остаться в миру, создать семью, воспитать детей, после чего уже оставшуюся жизнь – вместе с супругой – посвятить монашеской жизни – он смиренно подчинился, «как если б принял повеление от Самого Господа».

Из приказчика в купеческой лавке он стал миллионером пушных дел, но «никогда не забывал творить добро, помогать нуждающимся».

Во время начала Великой Отечественной войны, уже будучи прозорливым старцем, он уверенно говорил жителям, что не следует уезжать, что Вырица сохранится и ни один человек не погибнет. Так и вышло.

В это время отец Серафим особенно пламенно молился о спасении душ людских. Как-то к нему ворвались немцы. Он сказал по-немецки: «О, убийцы пришли! А в кого вы будете стрелять? Видите, у меня на груди крест со Спасителем. В Христа будете стрелять, а ещё говорите, что верующие». Каждому ещё сказал, у кого сколько детей дома, в Германии осталось. И добавил: «А коменданту передайте: что он посеял в России, то и пожнёт дома». Солдаты не тронули старца.

Во время войны старец Серафим принял на себя особый подвиг спасения России и её народа от гибели: тысячу ночей стоял он на камне перед иконой Серафима Саровского и молился, подражая своему небесному покровителю. Ему шёл уже 76 год. К месту молитвы его вели под руки, а иногда просто несли. На яблоньку укреплялась икона, а старец вставал своими больными коленками на камень и простирал руки к небу…

Ещё в 30-х годах он предсказал архиепископу Алексию (Симанскому), что тот станет Патриархом всея Руси, что в России будет страшная война (Отечественная) и что после неё народ станет приходить к Богу и начнут открываться храмы.

Наши паломнические поездки начались в первые годы XXI века. Большинство монастырей и храмов были ещё разрушены и в запустении. Но посещение каждого из них оставляло в душе свою незабываемую благодать. А ещё мы ближе узнавали друг друга, и становились роднее.

За 10 лет поездок мы посетили более 50 монастырей. Последние годы наши прихожане совершают поездки через Паломнический отдел Епархии. Но рожденная большая дружная семья под названием «Приход Божией Матери «Умиление» продолжает расти.

Стоит красавец храм. А время ставит новые задачи. Не успели построить притчевый домик, как нашего отца Димитрия назначили Благочинным Восточного округа, который объединяет 9 храмов: «Всех святых, в земле Российской просиявших», «Сретенский», «Александрийский», «Введенский», «Пантелеимоновский» (в парке Островского), «Пантелеимоновский» (Онкоинститут), «Архангело-Михайловский», «Веры, Надежды, Любови и матери их Софии» и наш «Умиление».

Грандиозные задачи поставлены для новорожденного Благочиния. Только храмов предстоит построить 20! И, следовательно, нужно снова начинать всё с нуля. Но как Господь сказал: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу».

Так и продолжаем жить, уповая на Господа.

Уходит старшее поколение. На смену приходят новые, одухотворенные, полные жизненной энергии, люди. И каждый раз, когда видишь на службе юные лица, душа радуется: «Живёт и будет жить вера Православная! Живёт и будет жить Россия».

 

Мы в храм спешим, как в дом родной,

Как будто в гости к милой маме.

И обретаем здесь покой,

И бури жизни утихают.

Небесный Ангел с первых дней

Незримо в храме предстоит,

Святое место охраняет,

Молитву благостно творит.

И в час житейской суеты,

Когда мы храм не посещаем,

На нашем месте он стоит,

За нас молитву совершает.

И по небесному крылу,

Как чистый, дорогой алмаз,

Роняет он свою слезу

Из лучезарных светлых глаз.

Спешите ж, братья, в храм родной,

Пока звонят колокола,

И не настал час роковой,

Открыты царские врата.

                      21 апреля 2013 года