В сегодняшнем обращении Иисус предупреждает: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14). «А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:15). Ох, как не просто и нелегко сделать этот мировой шаг в виду многих причин, внутренних и внешних. Однако, какой же смысл подогревать себя обидой и злобой, если возможны такие последствия. Очень сложно переступать через себя и следовать божественным заповедям - прощать ближнего и не таить в себе обиду, но по слову Господа – всё это возможно. Некто из великих, сказал: «Молитвы, произнесённые в гневе, написаны желчью».
Если бы каждый услышавший величайшее воззвание Иисуса Христа, и принял его как закон, вложив в своё сердце как лекало, то на земле сложилась бы совершенно другая картина жизни. Вполне можно было бы сказать, что именно здесь на земле - и есть Рай (Царство Добра и Истины). К сожалению, такое вряд ли возможно. Однако, мы должны и обязаны подражать и соблюдать эти заповеди: прощать тех, кто как нам кажется, мешает нам жить, и через духовный труд следовать навстречу Богу. Приближая себя к Господу, через собственное внутреннее изменение, мы, таким образом, становимся сотрудниками и соработниками Его божественного Царства, и потому Он говорит: «простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф.6:14).
Толпа слушала наставление затаив дыхание, а Спаситель продолжал: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6:16). Пост не подразумевает уныния и скорбного вида лица, но обращает на себя внимание Бога. Через воздержание в употреблении пищи учимся воздерживаться от страстей и исправляем плотское начало. Праматерь Ева через чревоугодие совершила преступление, нарушив заповедь, которую Господь Бог дал первым людям. Вследствие этого изменилась сама природа человека, а пост способствует исправлению в нас первородного греха.
Между тем, Спаситель сообщает слушающим как надлежит поститься человеку: когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и лицо умой, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не лицо и наружность должна искажаться во время постного воздержания, но, по всей видимости должно скорбеть сердце «от окаянного моего жития деяний; кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию» (В. канон Андрея Критского).
От обладания земными сокровищами – одно только беспокойство и потому Иисус говорит: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6:20-21). Но каким образом можно собирать сокровища на небесах: обращаясь к совести любить ближних и превозмогая свою духовную немощь, любить врагов. Обуздать своё сердце от помыслов и вступить в дни поста, и через подвиг воздержания привлечь на себя взор Божий. А вступая в борьбу с греховными страстями, укоренившимися в человеческой плоти, содействуем вновь стать храмом Святого Духа.
Добрые действия проявляются в сострадании к ближним, в отсутствии гнева и ненависти, во всецелом доверии Господу, в собственных делах и решительных поступках. Мы в молитве свидетельствуем: Царь Небесный Утешитель Душ истинных везде сущий и всё исполняющий. Для благих сокровище и жизни Подателю. Приходит и вселяется в нас, и очищает нас от всякой скверны и спасает души наша. Потому, что Он призвал нас из небытия в бытие этого мира и благодатью Духа Святого дал истинное начало нашего существования. Вследствие этого Господь сказал: «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). Иначе, сердце охраняющее сокровище тленное не имеет времени ни на что другое, и вот потому духовное для него становится непостижимым.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Мф., 17 зач., VI, 14-21.
14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
|