В тоже достопамятное время иудеи скажут Пилату, что им не достойно предавать Иисуса смерти. Пилат был недоволен тем, что его вмешивают в это дело, однако лично допрашивает Спасителя. Не находит в нём никакой вины и отсылает к Ироду, правителю Галилеи и Переи, Антипе. Насмеявшись над Христом, Ирод отсылает Его обратно к Пилату. И здесь сбывается реченноё Спасителем о суде над Ним язычников. Идущие с Ним ученики не понимали, к чему Он их готовит. Какие события грядут и в каких им надлежит стать участниками. Между тем, смысл земной жизни и смерти Христа состоит в том, чтобы жизнь, которой живёт Бог, оказалась отныне доступна апостолам Его и людям верующих в Него.
Возможно, сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн восприняли известие о восхождении в Иерусалим как чувственное царство и уже по воцарении Иисус претерпит страдания, о Которых предрекал и потому сказали: «Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим» (Мк. 10:35). Он сказал им: «что хотите, чтобы Я сделал вам?» (Мк. 10:36). Вместо возбуждения в себе чувств самоотречения и смирения, они произнесли следующее: «дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк. 10:37). Вероятно, братья имели ввиду и эти евангельские слова: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы» (Мф: 25:31).
Однако, Иисус сказал им в ответ: «не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мф: 25:38). Они, без всякого на то размышления скороспешно ответили: «можем» (Мк. 10:39). Видимо ученики представили чашу с вином или водой, но никак не имели ввиду ту чашу страданий, которую предстояло испить до дна их дорогому Спасителю. Глубину Его вопроса, которую Спаситель вложил в эти слова они в настоящий момент беседы так и не постигли. Стать христианином это не стать ангелом. И однажды Иисус скажет: «но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч» (Лк. 22:36).
Пётр и здесь, в этой беседе не мог удержать волнительных чувств, подчиняясь более порывам сердца, чем голосу рассудка, тревожно сказал: Учитель, вот здесь два ножа. Но, к сожалению, никто не понял той глубины, ибо Христос говорит апостолам о предстоящих им искушениях со стороны злого духа, и приготовляет их к встрече этих искушений – возбуждает в них мысль о борьбе с предстоящими опасностями, и побуждает к бдительности и самой борьбе. Иисус предупреждает о ненависти и предательстве, о бедах и испытаниях, которые сопровождают человека в течение всей его жизни. Впрочем, искушение не есть зло – но добро. Оно хороших делает ещё лучшими.
Особенно это видится, когда человек живёт в согласии с заповедями Божиими, а ближние начинают в этом человеке выискивать плохое, только за что можно его осудить. И причина этому лишь одна – этот человек идёт правым путём и его путь обличает нечестивых. И последние, чтобы заглушить свою совесть ищут надутое нечестие в другом. И сегодня Господь говорит: «чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано» (Мк. 10:39-40). Ответ Господа служит нам поучительным примером и предлагает не думать о награде, которая придёт к достойному, а как заслужить её.
Кто ежедневно стремится к благочестию и ходит в страхе перед Богом, тем самым уклоняясь от греха, следя за своими мыслями и словами – тот истинный поклонник Христу. Жизнь в праведности – отличительная черта верующего человека, и дух святости есть благочестие. Служащие Богу должны служить в духе и истине, так как такое служение Богу, называется смиренномудрие. По слову известного богослова, блаженного Августина мы знаем, что Бог настолько велик, что вмещает в себя весь мир. И настолько мал, что способен поместиться в сердце человека.
И, услышав их разговор, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Иисус же, подозвав их, сказал: «вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10:42-44). Он дал понять им, что большим будет тот, кто будет по смирению меньшим, и господином будет тот, кто послужит всем. В заключении разговора Учитель напутствовал учеников: «ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45).
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Мк., 47 зач., X, 32-45.
32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. || Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним:
33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, 34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано.
41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою;
44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
|