Неделя 5-я Великого поста. Воскресная проповедь. Печать
5 ned21 3

18 апреля 2021 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мк. 10:32-45).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

В последнее путешествие в Иерусалим проходя Иорданской долиной, Спаситель уже в третий раз вещает ученикам о грядущих событиях, искренне произносит: «се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет архиереем и книжникам, и осудят Его на смерть и предадут Его язычникам: и поругаются Ему и уязвят Его и оплюют Его и убиют Его: и в третий день воскреснет» (Мк. 10:33—45). В сладостном и любящем общении сознавая предстоящую разлуку и бесповоротно остановившись на Своем возвышенном решении, Иисус открыл Свое сердце малому обществу, которые любили Его, и со всей откровенностью вел с ними объяснительную беседу.

iiftyrewstrhy7654tedt HF0ELdGxwaw

Слова Спасителя указывают на ужасное обстоятельство, что Его предадут архиереям и книжникам и именно синедрион будет против Него. Передадут Его язычникам, ведь по свидетельству Евангелия, власть синедриона была ограничена, потому что подлинным правителем Иудеи во времена Христа были римляне. Синедрион не мог вынести смертный приговор без одобрения его римским наместником. Впоследствии все сказанное исполняется в точности: первый допрос дознания вел первосвященник Анна, свидетельствует евангелист Иоанн; второй чинил, предваряя следствие – Каиафа, свидетельствуют евангелисты Матфей и Марк; и третий опрос, действенное и формальное решение с вынесением приговора – утвердил пред всеми синедрион.

Но апостолы, даже после таких страшных перспектив не переставали думать о земном и насущном, впрочем, как и мы с вами. Два апостола, сыновья Зеведея Иаков и Иоанн, ослепленные ложными побуждениями считали, что Христос триумфально войдёт в Иерусалим, словесно сразится с первосвященниками и синедрионом, и победит их. А затем из уничижения возвысится во всей Своей славе и тогда обретёт власть здесь, на земле. Из всего наставления они, по-видимому, поняли, что в жизни Христа произойдет великое событие. Вследствие этого соображения подошли к Нему и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

Сердцеведец знал, о чем они спросят, однако сказал: «что хотите, чтобы Я сделал вам?» (Мк. 10:36). Вместо чувства самоотвержения их побудило греховное честолюбие, и они сказали Ему: дай нам сесть, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. «Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк. 10:38). Они с уверенностью отвечали Ему: можем. «Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано» (Мк. 10:39-40).

Господь наш Иисус Христос после Своего воскресения призовет учеников к общественному служению. И поэтому уже сейчас предвозвещает им, что и они войдут в подвиг мученичества, будут гонимы за имя Его и изопьют горькую чашу скорбей и страданий, крестившись в Него. Иисус в сущности ответил им, что просить почетные места «во славе Его» значило просить о том, чтобы разделить с Ним и Его страдания, так как одно вытекало из другого. Но апостолы, услышав, не поняли Его слов и  десять начали негодовать на Иакова и Иоанна. Апостолы упрекали их в том, что эти двое хотят занять первые места, однако прослеживалась вероятность тому, что каждый из десяти остальных сам мечтал о первенстве.

Иисус же, дружески подозвав их, сказал: вы знаете, что в мире злоупотребляют властью и почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Они жаждут повиновения, стремятся к деспотизму, чтобы во всем исполнялась только их воля. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть старшим или большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Спаситель, с любовью, обвёл взглядом Своих двенадцать ближайших учеников и произнёс: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45).

Аминь.

hqwEinfHohk6

Евангельское Чтение

Лит. -  Мк., 47 зач., X, 32-45.

32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. || Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что́ будет с Ним:

33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,

34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;

40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано.

41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

43 Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо́льшим между вами, да будем вам слугою;

44 и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

45 Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.