Неделя 10-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать

20210830 0816593

29 августа 2021 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 17:14-23).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

После своего Преображения, одного из важнейших событий евангельской истории, Спаситель кротко спускался с Фаворской горы с тремя Своими учениками. Надо сказать, что на Фаворе засиял не физический, а духовный свет божественной природы Христа, до этого времени скрываемый под кровом Его человеческой плоти. Чудо состояло в том, что с физических очей апостолов спала пелена, закрывавшая от них духовный мир, и они своими глазами увидели Христа в Его Божественной Славе. У подножия вершины Иисус увидел много народу и книжников, спорящих с остальными девятью учениками, которые вблизи от небольшого селения ожидали возвращения своего Учителя.

 

Спор между учениками, фарисеями и книжниками вызвал волнение в народе, а предметом их преткновения стала невозможность апостолов исцелить некого юношу. Увидев Спасителя посреди народа, к Нему подошел некий человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего. Беда, случившаяся с его сыном, отменила всякое стеснение, и удручённый горем отец приклонил колена, перед Божественным Проповедником уповая и прося Его помощи. Отец отрока рассказал Спасителю о том, что сын его жестоко беснуется и теряет рассудок, а в новолуние он постоянно бросается то в огонь, то в воду. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

s666 1200 G1CKywb7 Harold Copping J7

Безутешный отец акцентировал, что обращался к Его ученикам исцелить страдающего сына, поскольку, возможно, слышал, что апостолам была дана власть Христом  исцелять недуги,  бесов изгонять и чудеса творить. Спаситель, выслушав просителя и упрекнув всех присутствующих за их маловерие, в целом произнес: «О, род неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда» (Мф. 17:17). Род неверный и развращенный – эти достопамятные слова касаются и нас с вами, прежде всего, нужно понять, какими словами Спаситель пытается достучаться до наших сердец, а вследствие этого, указывает на неправильно сложившуюся семейную жизнь отца отрока.

Приведу в пример из книги «Православный Катехизис», где даётся определение слову – брак: «Брак есть Таинство, в котором, при свободном пред Священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». Придя к Богу, два любящих сердца испрашивают благословение на создание семьи.  В беседах с людьми, Спаситель говорил достопамятные слова: «посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19:5–6). Тайна сия велика есть.

Нам сложно понять, как два совершенно разных человека становятся одною плотью. Придя в храм на Таинство венчания, двое получают благословение Божие стать одной плотью. Так же Господь благословляет рождение детей и их воспитание в христианской вере. Из евангельского повествования следует, что отец отрока не поступал благочестиво, хотя он и жил в ветхом завете. Возможно, что вследствие беспечной жизни и без божественного присутствия в ней болезнь посетила его ребенка, который стал одержим бесом. Именно в полнолуние случались и проявлялись обострения, сопровождавшиеся припадками, на современном языке это называется эпилепсия.

Отцу было крайне тяжело смотреть на страдания своего сына. Помочь было нечем и встреча с учениками, а в последствии и с Самим Господом пробудила последнею надежду в сердце отца.  Как только отрока привели, то запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Он так же, как и отец припал к ногам своего Спасителя и безмолвно благодарил. Нам необходимо усвоить важную вещь: когда дети наши создают собственную семью, им необходимо подсказывать правильное устроение, в котором обязательно должно присутствовать особое религиозное измерение и значение, то есть единым духовно-телесным существом достигать совершенство. Но для этого человек должен совершить акт самоотречения, отвернуться от своего эгоизма и научиться жить для других.

Бог по жизни во многом нам помогает, предупреждает и подсказывает, что поступая определённым образом, будьте готовы к последствиям таких поступков. Он предупреждает нас через Священное Писание, через пророков и апостолов. Предупреждает через Церковь и священников о правильном создании семьи основанной на евангельских ценностях. В христианстве есть и альтернативный путь в Царство Божие – более радикальный через послушание и аскезу, в котором призыв человека к Богу становиться единственным источником существования. Но во всех случаях сыновнего послушания Богу существует основная цель – услышать обращенный к нам призыв Божий и ответить на него.

Когда Спаситель вошел в один из домов, а ученики, приступив к Нему наедине, сказали: почему мы не смогли изгнать лукавого духа? Вопрос этот возник не спонтанно: ученикам ранее была дана власть от Бога, они совершали многие исцеления, радовались и говорили Ему: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Но Господь отвечал им на это: «однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк 10:20). Иисус, изгнавший беса из отрока лишь одним Своим божественным и повелительным словом, пояснительно сказал ученикам: это необычный, лукавый род бесовский изгоняется только с помощью молитвы и поста.

Таким образом, козни дьявола нужно отражать молитвами и постом. Молитва это разговор с Богом, и настанет время, когда Спаситель скажет: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Но с Богом всё возможно, а если молитва сопровождается воздержанием – постным, тогда и молитва будет литься из глубины души в сердечном согласии. Владыка митрополит Меркурий поэтому животрепещущему вопросу сказал дивные слова: «Нет такого воздыхания, такой молитвы, такого слова, которого Бог не слышит от человеческих уст. Каждое слово молитвы, которое мы произносим, Господь слышит. Дело в том, что именно мы не всегда бываем готовы к тому, чтобы Бог реальными действиями ответил на наши воздыхания» (проповедь 17.08.2021г.).

Спаситель в сегодняшнем евангельском слове предупреждает не только Своих последователей, но и нас с вами, что есть искусители – это падшие ангелы. Они не нуждаются в пище и питье, являясь духами, не спят как человек и не чувствуют усталости. Круглые сутки трудятся для того, чтобы столкнуть нас с истинного спасительного пути. В своем слове Он призывает нас к решительному обретению жизни истинной, через возрастание в духовной жизни. Необходимо помнить, что в начале нашего духовного пути, при троекратном погружении нас в воду с призванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа мы умирали для жизни плотской, греховной и возродились для Духа Святого и в жизнь вечную и светлую.

Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились». (Мф. 17:22-23). Апостолы размышляли:  Сокрушающий словом сатану, повелевающий морям будет схвачен сетями жаждущими Его смерти?  Но чтобы они целиком и полностью знали будущее, Иисус раскрывает им тайну страдания Своего. И более того, поучает и нас с вами, чтобы мы не ожидали награды от людей за свою благочестивую жизнь и за добрые дела здесь на земле, но были готовы к самым тяжелым и сильным ударам даже со стороны тех, которым принесли пользу. Впрочем, Господь предсказывает не только страдание Свое, но и Воскресение из мертвых.

 Аминь.


vinde847carea-lunaticului

Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 72 зач., XVII, 14-23.

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,

15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.

22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,

23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.