Неделя 12-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать

IMG 20210912 081130

12 сентября 2021 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 19:16-26).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Сегодня за Божественной литургией мы услышали содержательный диалог Спасителя с весьма достопочтенным человеком высокого положения. Этот знатный юноша прибывал среди окружавших Христа людей и вслушиваясь в каждое слово божественного Учителя вдруг пришел к печальному убеждению, что он доселе преступно пренебрегал драгоценным случаем для спасения своей чувственной души. И прислушавшись к сердцу, какое укреплялось с каждым изречением, произнесенным благим Учителем, понял, что Он именно Тот, Кто один только и мог объяснить ему истинное значение и тайну жизни земного странствования.

Не упуская счастливого случая, он с крайней поспешностью подошел к Иисусу, воздавая должное уважение через поклонение, воскликнул: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19:16). В этой стремительности и откровенности этого искреннего молодого и знатного человека было нечто привлекательное, но в то же время было и много отталкивающего. Его понимание, что он мог получить жизнь вечную сделав что-нибудь доброе, покоилось на ложных смыслах. Спаситель же ответил ему так: «что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19:17). 

WWHgyXD3cus 7585800 sc86868ale 1200

Знатный юноша предполагал, что Этот благий учитель, один из величайших умных людей или раввинов необычайной святости, наконец пророк, который восстал посреди народа. Однако Спаситель поправил его с тем, что бы тот должен был понимать что, называться благим, может лишь только Бог. «Бог – абсолютное совершенство, поэтому сотворенный мир ничего не может добавить к сверх бытию того, Кто блажен и, не имея нужды ни в чем, Сам дает всему жизнь, и дыхание, и все» (Догм. богосл. стр 170). Мы с вами далеко не совершенны, и никто из нас, но мы лишь учимся в совершенстве. Цель человека даже в том, чтобы научиться не грешить, будучи свободным в выборе между добром и злом.

Царь и псалмопевец Давид говорил: «лета наша яко паучина поучахуся: дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся» (Пс. 89:10).  Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет и это время  дано нам Богом для того чтобы научится жить со Христом и быть похожими (подобными) на Творца, таким образом стать совершенными. Достижение богоподобия это и есть цель человеческой жизни, а выполнение этой задачи зависит от свободной воли человека. Подчиняясь свободно воле Божией, можно развивать свою природу и совершенствовать «образ». В противном случае, не считаясь с волей Бога и не исполнять свое назначение, существование человека лишается всякого смысла.

Бог есть Любовь и абсолютно совершенен. Он не нуждается ни в чём, но напротив Своим совершенством делится с нами, и по Своему подобию создает человека. По слову Иоанна Дамаскина, выражение: «по образу» указывает на способность ума и свободу. Выражение «по подобию» означает уподобление Богу в добродетели, насколько это возможно для человека (Кн. 2 гл. 12). Из ничего был создан мир, а по истолкованию святителя Григория Двоеслова, ангелы созданы не по подобию Божию, но называются отпечатком подобия. Ангелов Бог творит, как Своё отражение и они не претендую быть похожими на Бога. Человек же есть образ и подобие Божие, а сошедший с неба Сын Божий, принял природу человека, стал Сыном Человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим.

Ничего нового для себя не услышал юноша и в удивлении отвечал: «всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» (Мф. 19:20). Что мне сделать сверх этого, какой ни будь особенный подвиг, чтобы уверенно войти в жизнь вечную? Тогда в этом случае Спаситель предложил ему сделать геройский подвиг: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). В этих простых словах Спасителя есть некая подсказка, как стать совершенным. Человеку, исполнявшему заповеди с детства, лишь привязанность к земному благополучию мешала обрести совершенство.В евангельском разговоре Спаситель предлагает знатному юноше самый краткий путь к наследованию Царствия Небесного. На вопрос юноши, о каких заповедях нужно радеть? Ведь у иудеев доходило до 613 толкований на заповеди, так называемая «Мицвот» предписание, обозначение, обязанности и запреты.  Иисус же перечислил ему заповеди второй скрижали десятословия, спокойным тоном человеколюбия, Он сказал: «не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:18-19). Просто перечисляет ему шестую, седьмую, восьмую, девятую, пятую и добавляет о любви к ближнему.

Юноша был  весьма богат и жил, не зная печали. Предложение раздать богатство нуждающимся, освободиться от земных попечений и следовать за Христом, купив этим милосердным поступком награду – сокровище на небесах. Услышав, странный призыв, он не ожидал столь очевидного и простого ответа и поэтому с грустью в сердце и мрачной тенью на лице отошел в печали от Учителя. Он не предвидел, что Проповедник предложит ему оставить земное, дабы наследовать вечное. Не обрёл внутри себя готовность на добровольную нищету, и следовать за Спасителем, но предпочел удобства земные сокровищам небесным и не захотел купить вечных благ оставлением временных.

Посмотрев вокруг на учеников Своих Иисус сказал: «истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:23-24). Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? Неужели добрый человек не может быть богатым, и богатый не может быть добрым? Однако на этот вопрос Иисус ответил только – смягчая грусть и суровость Своих слов нежным и глубочайшим назиданием.

321f1f0e8c93189decfd1b8e7b416c2a

Именно тогда родилась фраза, которая из столетия в столетие служит укором для тех, кто говорит, что для спасения не нужна Церковь, не нужен священник и спасение возможно напрямую. Ведь даже накормив пять тысяч человек пятью хлебами, Спасителю помогали ученики, которые разламывали и разносили хлеб. Призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь в людях. И сегодняшнее Евангелие говорит нам: «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:26). Невозможное для природы возможно для благодати; невозможное человеку возможно Богу.

Аминь.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 79 зач., XIX, 16-26.

16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;

19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.