Фарисеи, какие оказались свидетелями этой беседы, выдвинули своего кандидата, с тем, чтобы спровоцировать и посрамить Божественного Учителя. Тема вопроса была выбрана весьма спорная для того времени, т.к. среди законоучителей не было единого мнения о том, какая заповедь является главной. И вот, один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус ответил ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40).
На иконостасе нашего храма мы видим скрижали Завета, состоящие из двух плит, где на одной четыре, а на другой шесть прописаны заповеди. Десятословие закона Божия разделены на две скрижали, в обозначение того, что в них заключается два рода любви: любовь к Богу и любовь к ближнему и общению между собой. Спаситель же укладывает их в две главных заповеди, как наибольшие, не избранные из многих, но заключающие в себе все остальные, на которых утверждается весь закон и пророки. Как поступал раньше, так поступает и теперь, и таким образом доказывает, что Он повинуется и закону, и пророкам. И среди присутствующих повисло молчание, законники не знали, что ответить Христу.
Когда же собрались фарисеи в большем количестве, Иисус задал им один простой вопрос: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Однако в действительности это был очень сложный богословский вопрос, но они не задумываясь, сразу ответили Ему: «Давидов» (Мф. 22:42). В ответ Спаситель цитирует им мессианский псалом царя Давида, говоря: «как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» (Мф. 22:43-44). На этот псалом мог быть только один ответ, что этот Сын – Божественный, сын Давида по человеческому рождению, но Господь Давида по Своей божественной сущности.
После всего, Сын Божий – сын Давидов внимательно оглядел присутствующих фарисеев и саддукеев, изобличая злобу искусителей, спросил их: «итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» (Мф. 22:45). И никто не мог отвечать Ему на эти мессианские слова. Этими словами Иисус не отрицает, что Он -Сын Давидов, но раскрывает и подтверждает Свою божественность и Свою человечность. Как сказано выше, столь богословский вопрос был явно «не по зубам» фарисеям и они оказались не готовы признавать Божественность Сына Давидова. В связи с чем, они уже не могли отвечать Ему, и никто из них не осмелился более вступать в спор относительно стороны этого вопроса.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Мф., 92 зач., XXII, 35-46.
35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42 что́ вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43 Говорит им: ка́к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
|