Неделя 20-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать

IMG 20211107 100931

7 ноября 2021 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Лк. 16:19-31).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Между собой фарисеи кичились и полагали, что если есть достаток значит они высокого духовного положения. Итак, они своё материальное благосостояние переводили в духовность. Также считали, что мужчина мог развестись со своей женой почти на любом основании, а женщина же могла потребовать развод лишь по веским причинам. Между тем Спаситель видел их ошибки и заблуждения и сказал им: «всякий, разводящийся с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует, и всякий женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» (Лк. 16:18). Ответственность за сохранение брака и семьи в большей степени возлагается на мужчину, как на главу жены.

Чтобы смысл сказанного был точно ими понят, Спаситель произнёс им притчу-аллегорию. Цель которой побудить всех нас правильно пользоваться земными благами и не злоупотреблять ими, чтобы они не послужили нашему обвинению, но, наоборот, служили в защиту: «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» (Лк. 16:19). Конечно, нет ничего предосудительного, если человек чисто одевается и иногда позволяет себе особо накрывать свой стол, возможно позвав родных и близких к угощению. Но, этот богач, живя роскошно каждый день, пиршествовал блистательно. Следовательно, живя в свое удовольствие и за его столом были те, кто, как он считал, украшали его.

maxresde83fault zem bronnikov lazar 1e1b77122dfb4

«Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк. 16:20-21). Ежедневно Лазарь ждал, когда слуги выбросят остатки пищи собакам, и он вместе с ними подкрепит свои силы. «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его» (Лк. 16:22). И в аде, будучи в муках, богач поднял глаза свои, увидел издали Авраама и Лазаря на лоне его. Богач, испытывая адские страдания, возопив: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

Конечно же в притче присутствует аллегория или поэзия, сказанная Господом для того что бы те кто слушал Его (между ними были и те кто ежедневно пиршествовал блистательно), задумались о том, что обеспеченный уклад их земной жизни может привести их в погибель вечную. Но Авраам, не обличая и не укоряя богача, говорит ему как сыну: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:25-26).

Теперь богач осознаёт свою ошибку. Неправильное отношение к благосостоянию сгубило его душу, а вид Лазаря напомнил ему о его жестоком и варварском  обращении с ним на земле. В пронзительном возгласе о обращается к Аврааму, так как песни буйного веселья и разгула сменились горьким плачем: отче Аврааме прошу тебя, пошли Лазаря в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам ответил ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лк. 16:29). Такая форма обращения к Аврааму была присуща Фарисеям. Они часто требовали от Христа чуда, как доказательства Его слов и говорили Ему: «какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть» (Мк. 11:28).

Переживая за братьев из чувства любви и зная их нрав, невежество и беспечность, он хотел предотвратить их гибель, к которой они приближались, и поэтому сказал: отче Аврааме, если кто из мертвых придет к ним и предупредит, покаются. Пусть засвидетельствует им, в каком состоянии я нахожусь здесь и как дошёл до этого места мучения. Но Авраам решительно отвечает ему: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31). Говоря о пророке Божием Моисее, Авраам напоминает, что Моисей и пророки были избраны для вразумления человечества и указывают правильный путь к спасению. Но, к сожалению не все хотят слушать и следовать путём для спасения своей души.

Аминь.

9f7d475

 

Евангельское Чтение

Лит. -  Лк., 83 зач., XVI, 19-31.

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.