Неделя 24-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать

IMG 20211205 083727

5 декабря 2021 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Лк. 12:16-21).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Благовествуя собравшемуся народу, Спаситель говорил многие обстоятельные поучения, которые способствовали назиданию слушавших Его. Между этими людьми находился некоторый человек, который вдруг решил воспользоваться возможностью и разрешить родственное дело по разделу имения, которое возникло между ним и его братом. В связи с этим, беседа неблаговременно была прервана не враждой фарисеев и не неудержимым восторгом слушателей Его божественных слов, а расчётом и самонадеянным своекорыстием. И жадный до богозабвения человек решил употребить подвернувшийся случай в выгодную партию своим непристойным житейским целям.

Он обратился к Спасителю с просьбой, говоря Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Впрочем, почти сразу последовал суровый приговор со стороны Иисуса, и Он сказал человеку тому: «кто поставил Меня судить или делить вас? Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:14-15). Однако, чтобы все слушатели остереглись горизонта земных удобств и выгод, а вместе с ними и этот всецело поглощённый своими себялюбивыми расчётами человек, который видимо забыл, что душа не может питаться хлебом, Христос произнёс им притчу, какую только что мы сегодня услышали.

Притча повествует о человеке, который много лет познавал науку земледелия и мечтал добиться хорошего урожая. И однажды предвкушение свершилось, и его нивы подавали надежды на богатый урожай. Увидев свои цветущие, полные злаков поля, он рассуждает сам с собой: что мне делать? Старые житницы не смогут вместить новый богатый урожай. Вот что сделаю, - размышляет он: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Все интересы богача сводились к земному благополучию, и мысли и душа его были далеки от Бога и от стремления к духовным ценностям.

izgnanie-adama-i-evy-iz-raya blind-man-sees maxre834sdefault

uJluLaDmu0VGH2

Но, как страшное эхо прогремел с неба потрясающий приговор: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20). В этих словах кроется истина жизни каждого из нас. Конечно же, Господь не запрещает трудиться и благословляет человека, который честно добывает хлеб насущный. Как когда то Бог сказал Адаму: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Ведь человек поставлен Богом царствовать, управлять всем окружающем его миром и в задачу человека входило мир привести ещё к большей гармонии и слаженности с Творцом.

Для укрепления воли человека и для его нравственного развития Бог дал ему заповедь о «невкушении плодов от одного из райских деревьев  - древа познания добра и зла» (быт. 2:17). Но нарушив Закон, человек был предоставлен миру, в котором надлежало теперь трудиться на земле, и она стала приносить среди прочего терния и волчцы. Это способствовало Адаму понять и осознать, что же он натворил, когда нарушил первую Божественную заповедь. В настоящее время мало что изменилось, так как мы с вами трудимся и созидаем, но сердце наше всецело должно направляться к благим целям, всякому добру и прилепляться лишь к Творцу и Богу нашему.

Вспомним притчу-аллегорию о богаче и Лазаре. Цель, которой побудить всех нас правильно пользоваться земными благами и не злоупотреблять ими. Спасение богача, в лице нищего Лазаря, лежало у его собственных ворот. Однако он не понимал и даже не замечал этого страдальца. Так говорит о нём евангельская весть: «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» (Лк. 16:19). Что стоило богачу проявить милосердие и накормить Лазаря? Что стоило богачу взять над этим несчастным опеку? И за выполнение Божественной заповеди о ближнем он мог бы унаследовать спасение своей души.

Богач не хотел видеть тех, кто нуждается в его помощи. Он жил односторонне, и мы помним, каков был итог его загробной участи. Спасение лежит у ног человека. Вспомним  слепого, который хотел прозреть. Для исцеления слепого Господь, по слову Евангелия, плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал этой грязью его глаза. Затем сказал ему: «пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный» (Ин. 6:7). Он пошел и умылся, и пришел зрячим. А ведь этот слепец десятки лет не видел света, а оказывается, спасение было у ног, что и показал ему Господь. Оно всегда рядом и не надо никуда бежать.

В 910 году варяги взяли в осаду Константинополь. В момент, когда враги уже почти одолели крепостные стены, люди собрались на молитву в храме в Влахернской церкви. во время всенощного бдения Андрей Юродивый увидел Богородицу, которая сняла с себя омофор (покров) и держала его над людьми. И сиял он светом небесным. Враги отступили, а люди понимали, что это помощь Богородицы спасла город. Богородица здесь показала, что она рядом и всегда с молящимися. Но ожесточаясь сердцами мы не чувствуем присутствия Богородицы и Господа Бога, хотя Они всегда рядом. Так же, как и мазь для глаз, так же, как и спасение, которое находится у наших ворот.

Не нужно искать спасение, где то там, в далёких краях. «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренное Бог не уничижит» (Пс. 50:19). И сегодня через эту евангельскую притчу Господь обращается к нам. Бог говорит о человеке, который всё делал правильно: не досыпал и трудился в поте лица. Но добившись благосостояния, не поступил так, как Бог ждал от него. Ведь он мог сказать: мне хватит и этих житниц, которые я заполню урожаем. А десятую часть, как и положено, я отдам Богу. Отдам избытки урожая тем, кто нуждается в этом. У меня появилась возможность поделиться с людьми, накормив бездомных и благотворив голодным. И через благотворительный поступок мог наследовать Царство Небесное. Но он богател лишь в себя.

И обращаясь к тому, кто просил разделить имение, Господь сказал: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:21). Спаситель предупреждает, что неразумно предаваться волнению о материальных благах в первую очередь и призывает все свои заботы возлагать на Бога, жить спокойно, доверяясь Его провидению и упражняясь в вере, соделывать служение Богу своим главным делом. Святитель Игнатий Брянчанинов, говорит: «служение Богу заключается в непрестанном памятовании Бога и Его велений, в исполнении этих велений всем своим поведением» (38,282).

Аминь.

pritcha-o-nerazumnom-bogache 

Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 66 зач., XII, 16-21.

16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,

19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.