Неделя 26-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать


IMG 20211219 105452

19 декабря 2021 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Лк. 17:12-19).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Случилось Иисусу идти в Иерусалим, и Его важный путь граничил по части северной Палестины, между Самарией и Галилеей. И когда подходил Он к некоему селению, как повествует нам евангелист Лука в сегодняшнем чтении, Его встретили десять прокаженных мужей. Исключённые из общества и поражённые болезнью страдальцы имели своим утешением быть вместе, невзирая на национальность и вероисповедание, осознавая свою нечистоту, выражали друг другу сочувствие и поддержку. Как мы знаем Проказа или Лепра - инфекционное заболевание, которое поражает в основном, кожу, периферические нервы, слизистую оболочку верхних дыхательных путей, кистей и стоп.

В книге Левит имеется поэтапное руководство в случае заболевания человеком проказой. Господь сказал Моисею и Аарону, говоря: «когда у кого появится на коже тела его опухоль, или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону священнику, или к одному из сынов его, священников; священник осмотрит язву на коже тела, и если волосы на язве изменились в белые, и язва оказывается углубленною в кожу тела его, то это язва проказы; священник, осмотрев его, объявит его нечистым. А если на коже тела его пятно белое, но оно не окажется углубленным в кожу, и волосы на нем не изменились в белые, то священник имеющего язву должен заключить на семь дней; в седьмой день священник осмотрит его, и если язва остается в своем виде и не распространяется язва по коже, то священник должен заключить его на другие семь дней; в седьмой день опять священник осмотрит его, и если язва менее приметна и не распространилась язва по коже, то священник должен объявить его чистым: это лишаи, и пусть он омоет одежды свои, и будет чист. Если же лишаи станут распространяться по коже, после того как он являлся к священнику для очищения, то он вторично должен явиться к священнику; священник, увидев, что лишаи распространяются по коже, объявит его нечистым: это проказа» (Лев. 13: 1-8).

Jesus-Discourses-with-His-Disciples-James-Tissot-Brooklyn-Museum scal55555555e 15200 iisus-hristos-istselyaet-10-prokazhyonnyh-odin-vozvraschaetsya-evangelie-novyy-zavet-bibliya

Стоить напомнить самому себе, что эта опасная болезнь передавалась воздушно капельным путём и во избежание распространения заболевания этих больных выводили за пределы стана (города), и они, находясь в безлюдном месте, оставались наедине со своей скорбной болезнью. Вполне возможно, что вследствие своей неправильной и греховной жизни эти десять человек несли последствие проказы в виде ленивой смерти. По всей видимости, прокажённые слышали о грядущем Спасителе, и пришли к селению, куда Он должен был зайти по пути. Они остановились вдали и, соблюдая дистанцию, приписанную им Законом, громким голосом взывали: «Иисус Наставник! помилуй нас» (Лк. 17:13).

Наверное, и надо сказать небезосновательно Церковь и сегодня призывает нас соблюдать дистанцию в 1.5 метра друг от друга в своих храмах, однако не всегда это предписание нами чётко выполняется. Впрочем, через Церковь говорит Бог и предупреждает нас, оберегая наше здоровье через эти вынужденные ограничения. Так вот, стоя вдали, прокажённые громким голосом произнесли: «Наставник», здесь имеется в виду тот, который печётся о нас, проповедник Божий, учитель и воспитатель. Они увидели перед собой грядущего Человека Божия и настойчиво верили, что Он способен их очистить и потому произнесли: «помилуй нас» (Лк. 17:14).

Господь не тотчас подаёт им исцеления, как это было с иерихонским слепцом или со скорченной женщиной, получившей незамедлительное исцеление. В то достопамятное время Иисус положил Свою божественную руку на главу, и она тут же выпрямилась, невзирая на то, что недуг её мучил все долгие восемнадцать лет. В сегодняшнем случае Спаситель поступает несколько иначе, совсем не так, как ждут от Него. Наставник говорит им: «пойдите, покажитесь священникам» (Лк. 17:14), чтобы (левит) священник засвидетельствовал выздоровление и стал им свидетелем и самовидцем. Здесь есть испытание для них, следовать указаниям данным Самим Богом, Моисею – должное исполнение обрядового Закона.

Без всякого прекословия они поспешили к священникам, и идя дорогой странствования, очистились. Среди этих десяти, был самарянин. Как мы знаем, общение между иудеем и самарянином было невозможным. Вражда и ненависть пролегала между ними многими столетиями, однако тяжёлая болезнь объединила всех их, и не смотря на множество разногласий между теми и другими, - собрала их воедино. Самарянин, увидев что исцелен, не стал продолжать путь к священнику, который бы его обследовав, должен был объявить его чистым и вернуть к прежней жизни. С преисполненной в сердце радостью он возвратился к Иисусу, и громким голосом прославляя Бога, пал ниц к ногам своего Спасителя.

Со смущением и некоторой грустью, Иисус сказал: «не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (Лк. 17:17-18). Самаряне — народ, который возник на территории Северного, или Израильского царства, в результате смешения евреев и переселенцев. Когда евреев насильственно угнали в Вавилонский плен, их города (вместе со столицей Самарией) заняли переселенцы. Попав в водоворот событий вавилонской жизни, часть евреев ассимилировалась и забыла о своей родине. Но для большинства их, память об Иерусалиме оставалась священной. Часто они садились на берегу вавилонских рек и, исполненные тоски по родине, пели печальные псальмы (Псал. 136).

Библейская история говорит, что по смерти царя Соломона произошло разделение на два государства: двухколенное Иудейское и Израильское, в состав которого входило десять колен. Престол царя Давида наследовал внук его Ровоам, сын царя Соломона. А во главе Израильского государства встал Иеровоам из колена Ефремова. Видя, как люди идут в Иерусалим для поклонения Богу, нечестивый царь Иеровоам в городах Дане и Вефиле, находившихся на двух противоположных концах царства, вылил и поставил двух золотых тельцов и сказал народу: не нужно вам ходить в Иерусалим: «вот твои боги, Израиль, которые вывели тебя из земли египетской» (Цар. 3, 12:28). Так появилось идолопоклонство и положено начало безумию, в которое царь вовлёк свой народ.

Domashnij-ikonostas

Иногда нас Православных христиан, иноверцы спрашивают, зачем вы поклоняетесь иконам? это идолопоклонство, - говорят они. Как же ошибочно такое узкое умозаключение. Мы поклоняемся не иконе, а Тому, Кто на ней изображен. Мы поклоняемся не краскам и доскам, а чтим Первообраз изображённый, который с помощью красок передан нам для почитания. Мы поклоняемся Богородице, изображение, написанное иконописцем на доске, напоминает нам, что Она всегда с нами. Поклонение же тельцам – идолам укреплялось в этих коленах больше и больше. И почитая Бога Иегову, племена удерживали культ местных богов, тем самым, постепенно становились многобожниками со своей сложившейся системой вероучений и обрядов.

Добропорядочный поступок самарянина был оправдан Спасителем и стал назидательным примером для всех последующих поколений. Далёкий от поклонения истинному Богу самарянин имел неподкупную благодарность, чем остальные, из которых не один не вернулся с признательным почтением. Неблагодарность – очень распространённый грех. Из множества получивших от Бога милость, лишь немногие на этой земле возвращаются с благодарностью, с должным образом воздать хвалу Богу за милости. Иудеи всю свою жизнь готовились к встрече со Спасителем для принятия Царства, а здесь даже желание благодарности не нашло почвы в их сердцах.

И милосердный Господь не оставил без Своего вознаграждения благодарного самарянина. Озаряя новым светом Своей божественной благодати, Он кротко произнёс: «встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:19). Но для девятерых исцелённых слова: «помилуй нас», было всего лишь способом достижения цели. Они, получив вожделенное исцеление, так и не смогли прорваться сквозь тучи безобразных и прокажённых грехов - к новому горизонту божественному Свету. Может быть, и мы даже сегодня нуждаемся в том, чтобы научиться отвечать любовью на любовь Христа Спасителя за спасительные скорби и болезни, которыми Он посещает нас.

Аминь.

2h63tk360f7anbvh5tlqs7o6enbvh5tlqs7oa 

Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 85 зач., XVII, 12-19.

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.