Неделя 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Воскресная проповедь. Печать

IMG 20220109 082600

9 января 2022 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 2:13-23).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Сегодняшнее евангельское чтение повествует нам о событие «яко Бог во плоти явися», и свет Вифлеемской звезды понудил волхвов прибыть в город Давидов. Там же, войдя в дом, они увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли дары: золото, ладан и смирну. Сон, которым были предостережены волхвы, совпал с их собственными опасениями касательно слов царя Ирода, когда он просил их, говоря: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. «И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф. 2:12).

Когда же восточные мудрецы отошли, - ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2:13). Ангельскими словами нам открываются причины и Божественные истины, по которым Пресвятая Дева Мария была обручена старцу Иосифу. В восьмидесятилетнем возрасте он был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия.  Ведь как бы Она, будучи одна, с Младенцем на руках бежала бы ночью и спасалась от нависшей гибели, относительно намерений коварного и жестокого тирана.

Girardet Flight into Egypt bX64sHdG07Q dc49f75526d6483ca8e3ee87973784a1

Из всего выше сказанного, можно предположить, что волхвы уже поделились с Иосифом рассказом о их сонном видении. И таким образом, небесный вестник – ангел Господень не был для обручённого мужа, неожиданностью. Иосиф встал от сна, взял Младенца и Матерь Его ночью и выйдя из приделов Палестины, поспешил в Египет. И прибывали они там, покуда ангел не воззвал к Иосифу с уверением, что Младенца можно возвратить в землю Его рождения. Египет, издавна был местом убежища для многих гонимых из Палестины и река, которая называется потоком Кедрона и Кисона, отделяла Египет от Сирийской пустыни. По истечении трёх дней пути, вступив на другой берег реки, уже можно было оказаться вне всякой власти мрачного и кровожадного царя Ирода.

Путь Странствующего Младенца, в объятиях рук Своей Божественной Матери сопровождался Иосифом через пустыню, какой ранее был прописан в анналах иудейской истории. Ранее Иосиф, сын патриарха Иакова прошёл этот крестный путь, тот, которого продали в рабство родные братья. Предав младшего, они пришли к отцу с ложным известием, сказали, что его любимого сына растерзали дикие звери. И отец – ветхозаветный патриарх Иаков разодрал одежды свои, безутешно плакал многие дни, считая, что нет на этом свете его сына. Братья предатели посчитали, что отец любит Иосифа более, нежели их и это послужило причиной зависти к брату. Ведь они изначально хотели убить его, а потом по совету Иуды продали проходящему каравану измаильских купцов за 20 сребренников.

Кровавым, крестным путём повели Прекрасного Иосифа в Египет. Закованный в вериги, гонимый надсмотрщиками и побиваемый в пути, он смиренно переносил все насмешки и унижения. Вера в Живого Бога непререкаемо горела в сердце Прекрасного Иосифа. Конечно же и Господь не оставил Своего богомольца, однако сколько же ему пришлось претерпеть. Вследствие этих событий Иосиф становиться вторым человеком после фараона, достигает положения верховного министра (наместника фараона), и в должности визиря Египта, берёт себе в жёны, дочь Патифера, - прекрасную Асенефу. Однако, вначале же своего самостоятельного пути Иосиф смиренно преклоняет себя под волю Господню и всецело доверяет промыслу Его.

Слушая чтение сегодняшнего Евангельского благовестия, мы заслышали, как в точности исполнилось пророчество, изреченное пророком Иосией. Евангелист Матфей свидетельствует, что святое Семейство находилось в Египте до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф. 2:15). Смерть Ирода была лютая, и из слов Иосифа Флавия, иудейского историка мы видим, что Ирод, распухнув от болезни сжигаемый жаждой и страданием вызванным покрытием язв на теле, точимый червями – лежал в диком неистовстве, ожидал своего последнего часа. По смерти Ирода, - ангел Господень говорит Иосифу: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (Мф. 2:19-20).

Это радостное ангельское сообщение уже не было стремительным перемещением семейства, как бегство в Египет. Иосиф взял Младенца и Матерь Его и пришли в землю Израилеву. Так евангелист Матфей рассказывает нам о земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, о правде Божией и о том, что Бог наш не выдуман, как во многих других религиях. В которых славят и поклоняются истуканам и идолам, небесным светилам и природным стихиям, приписывая им многие заслуги. Здесь же мы видим Бога воплотившегося, гонимого и униженного. Бога, страдающего и несущего крест Свой до смерти. Слово «Матерь Его» – ёмкие слова для каждого православного сердца говорят и означают более чем много.

Надо сказать, что при жизни Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. В самом деле, Ирод, желая погубить своего конкурента - Спасителя мира, отдаёт такой приказ полагая, что он доберется до Самого Соперника. Однако сбылось реченное Господом, через пророка Иеремию, который говорит: «глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2:17-18). Это страшное избиение младенцев мужского пола ниже двухлетнего возраста по повелению царя, насчитывало убиенными до 14 000 человек.

По человеческим меркам мы понимаем весь ужас произошедшего. Какая мать отдала бы своё дитя под меч солдата? Каждая старалась спасти и прикрыть своего малыша, поэтому с младенцами гибли и их родители. Но заглядывая в глубину человеческого бытия мы увидим, как Бог легко призывает в небожители – эти 14 000 тысяч - в Свои праведные селения. Ведь, Бог призывает из небытия к жизни человека, а с этим рождается новая жизнь и свобода мысли управлять своим бытием. Но другое дело, куда эта свобода может привести. К примеру, и Ирода царя призвал Бог из небытия в бытие, но власть и деньги, излишества и потакание страстям погубило в нём всё божественное. Из человека он превратился в лютого зверя, растрачивая свою жизнь на то, чтобы погубить свою личность.

Такой беспрецедентный пример можно применить к одному ученику Спасителя, Иуда из Кариота. Иисус наделил учеников властью исцелять людей от болезней и даже именем Своим изгонять бесов. Иуда в начале своего пути имел веру и силу, но ожидал иного от Спасителя, и со временем вера переросла в неверие. А сребролюбие и вовсе погубило его. Жизнь свою он истратил на погибель и стал позором на все последующие века. Безусловно, отдать своё дитя на смерть ужасный факт, однако все 14 000 тысяч вошли в вечность, и им не нужно проходить поприще земного испытания. Иоанн Златоуст говорит «если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а в замен отдал бы тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным

Не все спасутся, говорит святое Евангелие, хотя под одним солнцем ходим и на одной земле стоим. Однако жизнью распоряжаемся все по-разному: хорошо идти путём спасения, ум и чувства устремлять к Богу, сокрушаться о грехах и укрепляться в доброделании. Укрепляясь и возрастая духовно, достигаем обожения, и при содействии Духа Божия идём к большему совершенству. Но есть и такие, кто с каждым днём легко увлекается служению маммоне и другим чувственным наслаждениям. Проявляя такие греховные качества как алчность и стяжательство, жадность и сребролюбие такой человек любой ценой, не останавливаясь даже перед преступлением, собирая земные сокровища, ложно видит в них пресловутое счастье.

Посредством пророков Бог возвещает устами Иеремии: «Голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание» (Иер. 31:15). В этих словах пророк Иеремия описывает бедствия и скорбь иудейского народа, отводимого в вавилонский плен и собранного предварительно в Раме, в небольшом городке колена Вениаминова, на севере от Иерусалима. Пророк Иеремия, очевидец этого события, изображает его, как плач праматери Рахили о чадах своих, отводимых на смерть. И была похоронена она вблизи Вифлеема (Ефрафа), гробница которой хорошо известна многие столетия и относятся к ней с почтением как иудеи, так и магометане. Праматерь всех матерей, она же является матерью Иосифа Прекрасного, которого завистливые братья безжалостно продали в рабство.

Ангел указывает Иосифу, что ему следует сделать без промедления, не ссылаться на своё устройство и удобства в Египте, но повиноваться слову свыше. И получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские: «И, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф. 2:23). Когда Святое семейство вернулось в землю Израилеву, Иосиф услышал, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, а сын отличался такой же жестокостью и не обладал умом своего отца. В этой связи обручник Иосиф убоялся туда идти и получив во сне откровение, поселился в пределах, которые рекомендовал ему ангел.

Аминь.

OEIKv7w5vrk 

Евангельское Чтение

Лит. -  Мф., 4 зач., II, 13-23.

13 Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,

15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:

18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

19 По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте

20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские

23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется..