В воздухе мгновенно закрутились вихри и озеро бурно заколыхалось, ветер крепчал, а волны бились о борт лодки так сильно, что она обдавалась брызгами и наполнялась водой. Опасность была страшная, а Иисус все еще спокойно спал на открытой палубе у кормы корабля. Тогда ученики с криками отчаяния стали будить Его: Наставник! Наставник! - спаси нас, погибаем. В таких обстоятельствах они пробудили Спасителя, Который посмотрел на них и сказал: «что вы так боязливы, маловерные?» (Мф. 8:26). Разве можно было умереть, находясь в лодке с Тем, кто даёт жизнь всему на земле, в воде и на небесах? Внезапный ураган сломил всякую испытанную отвагу и сделал тщетным всё искусство суровых рыбаков, которые не были готовы смотреть в лицо этой страшной опасности.
Но и в настоящее время череда событий проносится перед нашими глазами и уверенно можно сказать, что многое происходит от без божия человеческого. Если бы люди встали на молитву и примирились с Богом через исповедь, а затем причастились Святых Таин Христовых, то многое прекратилось бы. Ведь, тёплая молитва рассеивает сумерки лукавых приражений, душа освобождается от мысленного угнетения и обретает благодатный мир, который и воцарился бы в сердцах людей. Но, к сожалению многие живут беспечно, не думая о Боге и своей роли в этом мире. А Бог призвал нас из небытия в бытие для жизни вечной в благочестии и чистоте, по заповедям и в любви к ближним. Жизнь есть внутренняя борьба со злом, непрестанное решение задач, которые ставит перед нами жизненный путь.
Без малейшего смущения и трепетного испуга Спаситель встал на палубу у кормы утопающей лодки и пронзительно взглянул во тьму урагана. Затем, во всём Своём спокойствии запретил бури ветров треплющей Его одежды и волосы, и сделалась великая тишина. И когда на усмирённой поверхности воды засверкало отражение тихо мерцающих звёзд, ученики убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер, и море повинуются Ему? Они и раньше видели многие чудеса, которые одним Своим словом совершал Иисус, но, что и стихии повинуются Ему, никак не могли найти себе этому ответ. Однако, ответ на этот животрепещущий вопрос находился на другой стороне озера, на берегу скалистых могильных пещер!
Водная гладь успокоилась и ветер утих, а лодка продолжила свой путь под звёздным небом. И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватых человека одержимые самым сильным припадком яростного бешенства. Выходящие из гробов проявляли неудержимую свирепость и сверхъестественную силу, так что никто не смел проходить тем путем. Страшный, неистовый крик сотрясал округу, и ученики застыли в ужасе. И полный одичания человек пал пред Христом, поклонился и произнес: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8:29). По словам блаженного Августина, бесы назвали Христа Сыном Божиим более по подозрению, однако ученики получили полное подтверждение своих ночных догадок и размышлений.
Иисус спросил одержимого: «как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много» (Мк. 5:9). Несчастный помнил о себе лишь имя и то не своё, а тех, кто избрал его своим домом и пожелал так назваться. Легион, основная организационная единица в войске Древнего Рима, насчитывала в разное время от 6 до 10 тысяч человек. Представляете? сколько бесов вошло в него? Одержимым приходилось жить в гробах — в пещерах, в которых на ближнем Востоке было принято погребать усопших. Обезумевшие страдальцы представляли опасность обществу и поэтому жители смиряли их мерами, пытались сковывать цепями, но в припадках бешенства они с легкостью разрывали их, поскольку обладали поистине нечеловеческой силой.
Продолжая быть в возбуждении одержимого, бесы просили: «если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней» (Мф. 8:31). Спаситель, не изгоняя их в бездну, позволил им войти в стадо свиное. Бесы, вышедшие из искалеченного человека, тут же вошли в свиней и целыми массами обезумевших животных бросились с крутизны в море и потонули в воде. Теперь, присутствующие там пастухи оказались свидетелями этих евангельских событий и как провозвестники чуда, поспешили в город. Они сообщили точный факт, что пришёл некий Пророк и сотворил великое чудо, избавив обитателей могильных пещер от страданий и одержимости. Но вместе с тем, свиней больше нет. И весь народ, гадаряне и герасинцы, из всех соседних местностей спешили навстречу к Иисусу, посмотреть на необычайного чужеземца.
Однако они вышли на встречу не для того, чтобы прославить Бога и поклонится Его Сыну, Иисусу Христу. Не для того, чтобы возлечь у божественных ног и услышать спасительное учение, благословения царства Божия. Они, увидев Его ужаснулись, более ужаснулись присутствия этого святого человека и с постыдным единодушием попросили, чтобы Он отошел от пределов их. Этот народ разводил свиней, что иудеям делать не дозволялось, поскольку свиньи считались животными нечистыми. Разумеется, они разводили их не для себя, но при этом всё равно шли на компромисс с совестью. Им просто нужны деньги, а свиньи приносили неплохой доход, потому что свинину можно было выгодно продать язычникам — римским воинам-легионерам.
Принять Спасителя значило отказаться от прежней жизни. Принять Бога внутрь себя, пустить в своё сердце, значит жить со Христом, но для этого надо меняться и стать на путь спасения. Но люди не только не были готовы изменится, но и не желали этого делать. Да, чудо было для них явное. И бывшие бесноватые, которых они боялись все эти годы, были уже заботливо одеты, находясь здравом уме сидели, как дети у ног Спасителя. Впрочем, потеря "драгоценных" свиней, нажива и алчность жителей этой местности застилала им глаза. И даже чудо изгнания бесов, затмило событие потери стада в две тысячи голов. Видимое известие о потере свиней занимало в их сердцах больше переживаний, нежели спасения двух свирепых человек.
Спаситель не во гневе, но с грустью сразу повернулся и оставил их. А исцелённый человек просит Христа взять его с собой в лодку. Иисус отвечает отказом: «Возвратись в дом твой и расскажи, что сделал тебе Бог». И, как написано в Евангелии, бывший бесноватый: «пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лк. 8:39). А Спаситель предоставляет ещё один благоприятный случай для жителей страны Гергесинской, на покаяние и обретение веры. «Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город» (Мф. 9:1). И на том берегу, в Капернауме принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: «дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2).
Аминь.

Евангельское Чтение
Лит. - Мф., 28 зач., VIII, 28 - IX, 1.
28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.
29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней.
31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.
32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.
34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.
ГЛАВА 9.
1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
|