Неделя 6-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать

IMG 20220724 084040

24 июля 2022 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 9:1-8).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Евангельское чтение повествует нам о достопамятном дне, когда Иисус покинул страну Гергесинскую, каковая располагалась в близи от Галилейского моря. Ушёл от народа, которому свиньи и нажива оказались важнее человеческого сердца и присутствие Сына Божия в их стране – привело население в ужас. Впрочем, Сын Божий, без малейшего упрёка и гнева оставляет этот полудикий народ. Не по Своей воле, но по волеизъявлению жителей страны Десятиградия возвращается в лодку, а спасённый бедняк испрашивает быть рядом с Ним: «И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» (Мф. 8:34).  

Апостол Матфей свидетельствует: «тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город» (Мф. 9:1). В Капернауме жили апостолы, братья Петр и Андрей. Видимо, в этом была причина выбора Капернаума в качестве постоянного пристанища в Галилее: «И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние» (Лк. 4:31).  В тот незабвенный день народ усмотрев парус возвращающегося судна, в котором находился Иисус, народ с радостью высыпал на берег встречать Своего Учителя. Сопровождаемый людской толпой, Спаситель идёт в дом, вероятно своего апостола Петра. Дом моментально наполняется людьми, впрочем, как и весь двор, так что не было прохода в двери. 

8059416674342 main 405097 original 438526e63e0729e0

Тем временем к дому подошли четверо друзей. Они принесли на постели несчастного страдальца, состояние которого было таково, что он самостоятельно не мог прийти к месту, где находился Христос. Друзья, видя народную толпу, заполнявшую двор, понимают всю тщетность проталкиваться сквозь неё. Но как написано в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Верный друг – крепкая защита: кто нашел его – нашел сокровище. Верному другу нет цены, и нет меры доброте его. Верный друг – врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его. Боящийся Господа направляет дружбу свою так, что каков он сам, таким делается и друг его» (Сир. 6:14-17).

Подробности этого события описывает апостол и евангелист Марк, дополняя сегодняшнее евангельское чтение: «и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный» (Мк. 2:4). Спасителю понравилась непоколебимая смелость веры, обнаруженная этим поступком, которые силою берут царство небесное, и удостаивает больного более богатого блага, о котором несчастный и не смел мечтать. Несчастье вопиет так же, как и грех, и милосердие Божие не менее отзывчиво, чем Его правосудие. Несчастный расслабленный обретает утешение в примирении с Богом, одновременно утешаясь исцелением от физического недуга по милости Его.

На воловьих жилах спустили друзья постель с расслабленным прямо к месту, где сидел Иисус. Можно лишь догадываться, каково было удивление Спасителя. Как велико было удивление расслабленного, который не мог ничего говорить, но лишь имел возможность видеть Того, перед Кем он оказался. Иисус посмотрел на измождённого болезнью человека и сказал необычайные слова: «дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2). При этом присутствующие книжники обменялись взглядами и как бы сказали сами в себе: «Он богохульствует» (Мф. 9:3). Ибо злоба и зависть переполняла их закаменелые сердца. Но на этот раз Христос уже не заменил Своего выражения другим, как это было прежде.

Он упрекнул их за ту невысказанную клевету и задал прямой вопрос: «для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?» (Мф. 9:4-5). Ибо может ли кто прощать грехи, не имея возможности знать, прощены они или нет? А если сказать встань и ходи, но ничего не произойдёт, то это будет позор и пустая бравада. И в обоих случаях появится повод для заинтересованных лиц настроить против Него народ. Иисус оглядел внимательно присутствующих и произнёс: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи», тогда говорит расслабленному: «встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф. 9:6).

Благодатная сила восстановила расслабленные члены недужного, и блаженная дрожь пробежала по его телу, и мир водворился в смущённой душе его. Он встал, взял постель свою, на которой лежал, и с божественным благодарением пошел в дом свой. Толпа расступилась пред ним, и поражённые произошедшим чудом обменивались взаимными восклицаниями изумления, нечуждые некоторого страха: «народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам» (Мф. 9:8). Они говорили: никогда ничего такого мы не видали! Однако, необходимо помнить, что всякое наше удивление должно побуждать наши сердца к прославлению Бога, Который единственный творит дивное «идеже бо хощет» (Догматик 7-го гласа).

Аминь.

24178923 

Евангельское Чтение

Лит. -  Мф., 29 зач., IX, 1-8.

1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

7 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.