Неделя 11-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать

20220828 144453

28 августа 2022 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 18:23-35).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Человек наделён от Бога великим могуществом разума, и чтобы достучаться до человеческого сердца и помочь Своему творению правильно преодолевать этот жизненный путь, Иисус по милосердию Своему наставляет и нас с вами этим божественным и человеческим истинам. В Своей проповеди Он прибегает к притчам - небольшим повествовательным произведениям назидательного характера, содержащих поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Излагая свои мысли по этому вопросу, епископ Лаваля Виктор-Эмиль Буго, говорил: «Жизнь – это громадная мастерская, в которой души готовятся в небо», а по слову преподобного Антония Великого - цель жизни человеческой состоит в преображении души.

Немного ранее в Евангельской вести мы слышим голос Петра, который сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Тогда Иисус ответил ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз и произнёс всем присутствующим эту достопамятную притчу: «посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с должниками своими» (Мф. 18:23). Давайте попробуем увидеть и нас с вами в этом рассказе. Разве мы не являемся должниками перед Богом? Каждый раз молясь молитвой Господней, мы произносим: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Но так ли это на самом деле?

Unm34

Действительно ли мы оставляем и прощаем своих обидчиков от всего сердца. Не надо забывать, что мы имеем постоянный долг перед Богом, потому как всякий раз грешим, нарушая заповеди (мицвод). Но, вернёмся к притче: «когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;  а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить» (Мф. 18:24-25).  В то, достопамятное время талант был единицей веса и равнялся примерно 26.2 кг. По массе вавилонского шекеля талант равнялся весу 16.8 кг. Таким образом, это была заоблачная сумма долга.

3939393123 iisus-hristos-rasskazyvaet-pritchu-o-zlom-i-lukavom-rabe-evangelie-novyy-zavet-bibliya

Когда раб услышал приговор, какая участь ожидает его самого и всю его семью пал на колени, и, кланяясь царю, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и весь долг простил ему. Так и Господь милостив ко всем нам, живущим на земле. Нам стоит лишь принести Богу покаяние, не лицемерно, а от всего сердца и тяжести греховной как не бывало: «Господи, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый» (Пс. 142:1–2). Ни один человек не способен оправдаться перед Богом, заметил ещё царь и пророк Давид, потому и отразил эти слова в одном из псалмов (сэфер тегиллим).

Однако прощённый не так поступил со своим клевретом, судит должника своего другой мерой: «Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга» (Мф. 18:28-30). Клеврет – друг, близкий товарищ, с которым они возможно не раз делили трапезу и соприкасались часто в жизни. Далее, мы узнаём, что их общие товарищи, увидев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

Тогда государь призывает к себе неключимого раба и говорит ему: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мф. 18:32). И, разгневавшись, отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Смысл этих слов заключается в том, что нашим нежеланием простить ближнего, мы оскорбляем милосердие Бога и Его к нам доверие. И вот, Сын Божий заканчивая Свою притчу, произносит решающее заключение, которое превосходит всякую справедливость: «так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:35).

Аминь.

Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 77 зач., XVIII, 23-35.

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов*;

25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;

26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен.

29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя?

34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35 Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.