Опасно жить только по плоти и чрезмерная сытость заглушает духовное проявление, потому и говорит Христос: «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» (Лк. 16:19). Богач одевался в белые хлопковые одежды, парчовые наряды, которые не каждый мог себе позволить. Ежедневно пресыщался трапезой, так как стол его был полон всяческих снедей и дорогих блюд. Все люди кушают, но одно дело встать после сна, помолиться и позавтракать для поддержания сил телесных в грядущем дне. А совсем другое дело перебирать в уме блюда, которые доступны, а богачу были доступны любые деликатесы, и он рассматривал, что же скушать в сегодняшний сабантуй.
Не подобает христианину ставить пищу во главу угла. Мы в благодарственных словах по вкушении пищи говорим: «Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что Ты насытил нас земных Твоих благ. Не лиши нас и Небесного Твоего Царства, но как посреди учеников Своих явился Ты, Спаситель, мир даруя им, приди и к нам, и спаси нас» и эта молитва отражает суть завтрака, обеда и ужина. Во всех сферах жизни на первом месте должен быть Бог. Потому что остальное, что окружает нас, временно в этой жизни, в жизни, где мы лишь странники и путники. Естественно, нам необходимы и дом для ночлега и автомобиль для передвижения, но это не может быть нашей главной целью в жизни.
Продолжая Свою притчу, Спаситель говорит: «Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях» (Лк. 16:20). Полное имя этого несчастного страдальца, Елеазар — буквально «Бог (мне) помог». Этот человек лежал в язвах и был естественно покрыт гноем, и никто не приглашал его в свой дом омыть множественные болячки. Терпение убогого поражает всякое людское воображение. Он не роптал на Божественный промысел и не поносил богатого за жестокосердие, но великодушно и мужественно смирялся со своей участью. Последняя надежда у него была у дома богача. Страдалец ждал, когда господин отобедает, и его слуги вынесут остатки, которые выбрасывались в вдоль дороги бродячим псам и этим кормился сам несчастный.
Возможно, что какое-то облегчение от зуда ран он получал от псов, которые прибегая, лизали струпья его. А может быть и наоборот, не имея сил отогнать псов, каковые лизали раны и усугубляли ему страдания. Но исход событий был таков: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраама. Умер и богач, и похоронили его» (Лк. 16:22). Находясь в аду, будучи в муках, поднял глаза свои, и увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Из этого видно, что богач обращается именно к Аврааму с мольбой по той причине, поскольку при жизни к Лазарю проявлял бессердечие.
Но Авраам сказал милостиво, нисколько не обличая грешника: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе в жизни твоей, а Лазарь – злое. Такой беспечный путь закономерно уводит человека всё дальше и дальше от настоящего смысла жизни – познания Бога, обретения любви к Нему и радостного исполнения воли Творца. Также можно сказать: скольким несчастным Лазарям мог бы помочь этот евангельский богач. Как значительно облегчил бы жизнь страждущих и тем самым исполнил Божественный закон любви к ближнему. Но теперь Лазарь утешается, а ты страдаешь, говорит Авраам. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Не земное богатство губит людей, а привязанность к нему. На прошлой неделе мы слышали слова Господа, пересказанные евангелистом Лукой: «А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» (Лк. 8:14). Мирские удовольствия заглушают спасительный плод, посеянный в сердце человека, самим Сыном Человеческим. И далее в сегодняшней притче мы слышим, как условно затрепетало сердце богача. Он трогательно произнёс: так прошу тебя, отче, пошли Лазаря в дом отца моего, ибо у меня пять братьев, и они ведут беспечную жизнь, придаются мирским излишествам и непристойным увеселениям.
Несчастный богач, через условное наказание пришёл к сочувствию других, потому что жалость есть самое доброе семя добродетели: «Пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Лк. 16:28). Авраам сказал ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лк. 16:29). Этим своим глубоким ответом Авраам свидетельствовал, как Бог, Творец их, приставил к ним бесчисленных наставников. Однако же богач, как сам не верил в слова писания, видимо, поэтому сказал: нет, отче Аврааме, но, если кто из мертвых придёт к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31).
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Лк., 83 зач., XVI, 19-31.
19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
|