Неделя 30-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Воскресная проповедь. Печать
20230108 084819 20230108 084610 

8 января 2023 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 2:13-23).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Рождество Христово не стало для Спасителя блаженством на земле. Иисус принял образ (зрак раба), как сказано в Писании: «ныне Слово стало плотью и обитает с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14). В Спасителе была личность Бога-Слова воплотившегося, и Его человеческая природа восприняла всё, кроме греха. Святой Дух наполнил Собой человеческое естество девы Марии, обручённой старцу Иосифу из города Назарета. Муж из рода Давидова, восходил к праведному царскому роду и оберегал девственность обручённой ему деве Марии. Всемогущий Бог из любви к Своим созданиям уничижает Себя, воплощаясь в облике смертного человека, соединяет Свою природу с природой бренного человеческого существа.

Начало Его жизни на земле, по слову евангелиста и апостола Матфея началось с бегства в Египет. Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2:13). Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и недолго думая, поспешил в Египет. Конечно же, Бог мог изменить обстоятельства, но тогда потомки бы сказали, что Он лишь воспользовался Своим всемогуществом. Почтение, оказанное в младенчестве, было очень незначительное в сравнении с тем, каким оно должно было быть. Даже и это, вместо того чтобы вызвать почтение Ему, предотвращало лишь угрозу Его жизни.

m8axresdefaul87t 624030

Однако, в Евангельской вести мы видим, что святое семейство бежало из Вифлеема ночью и возвратилось уже тогда, когда Иосиф получил во сне уверение, что Младенца можно было безопасно возвратить в землю Его рождения. Из библейской истории мы также знаем, что братья, сыновья ветхозаветного патриарха Иосифа по научению Иуды и остальных, продают своего брата Иосифа в Египетское рабство. И по прошествии тысячи лет, которые для Бога, как один день ситуация повторяется и младенец Иисус здесь подобен Иосифу. Опираясь на древние сказания, можно предположить, что семейство находилось вне Палестины в течении двух лет и жили в Матарее, в нескольких километрах к северо-востоку от Каира.

Со слов блаженного Августина мы понимаем: «Время пожирает человеческие поколения, пока одни исчезают, являются другие, которые в свою очередь сменяются другими». История народов не более, чем беспрерывная запись рождения и смерти людей. Века, времена и годы, в которые мы живём, стареем и умираем, не более чем торжество времени. У Бога же вечность, и она неизменна. Там, где Бог, невозможно измерить ни время, ни пространство, ни глубину и высоту. Вопрос не простой и очень сложно пояснить и выразить человеческими словами и понятиями «Кто есть Бог», но как говорит нам святое Евангелие: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24).

0199432177 f53aa610285c48ad5193e8200dacf689

Бегству Иосифа со святым семейством в Египет предшествовали знаменательные события: «младенца принесли в храм и совершили по закону Моисея обрезание». В сороковой день, также в храме произошла встреча младенца Христа с Симеоном Богоприимцем. Согласно Преданию, этот святой был одним из семидесяти двух переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий. Во время своего труда он услышал голос Ангела, которые стали для него пророческим. Шли десятилетия и столетия, а Симеон все жил и жил. Когда Симеону исполнилось более трехсот лет, Святой Дух по вдохновению привёл его в Иерусалимский храм.

Мы мечтаем продлить и боремся отодвинуть последний день своей жизни, мечемся и лечимся, чтобы как можно больше преумножить дни своей старости. Это естественно и присуще всякому человеку сохранять свою временную, данную Богом жизнь. Однако, Симеон устал от продолжительности немощного существования. Годы превратили переводчика книг в благообразного старца, а душа горела надеждой и любовью к Тому, о Котором ему Ангелом была обещана встреча. Он благоговейно взял на руки Младенца Христа, и в радостном ликовании кротко произнёс: «Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко, по глаголу Твоему с миром. Яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей» (Лк. 2:29—32).

При виде того, что восточные мудрецы не возвратились к царю Ироду, он признаёт себя осмеянным волхвами, и в этой связи принимает более зловещий характер. Своим кровожадным повелением посылает избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. У него не было средств узнать царственного Младенца от семени Давидова, на которого он смотрел как на будущего себе или своему дому соперника. Так об этих событиях за тысячу лет до Рождества Христова пророк Иеремия говорит: «голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иеремия 31:15).

Но как может плакать Рахиль если она давно умерла? Рама — город в Вениаминовом колене, на два часа пути к северу от Иерусалима. Высокое место, с которого открывается вид на далекое пространство. Мать Иосифа и Вениамина Рахиль, является и родоначальницей десяти коленного царства, которое, по имени её внука, называлось Ефремовым. Она является плачущей в Раме, откуда она обозревает опустевшее царство сыновей, хотя и была погребена около Вифлеема. В эти достопамятные дни четырнадцать тысяч невинно убиенных младенцев пополнили Царствие Божие. Никто из них не погиб духовно, но все призваны Богом в вечность и наполнили ангельское ложе. Надо сказать, что тяжёлую утрату перенесли и родители, многих из которых умертвили вместе с их чадами.

Но и скитания в Египте святого семейства оканчиваются, так как Ангел Господень обручнику сообщил: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (Мф. 2:19-20). Иосиф с Младенцем и Матерью Его возвращаются в землю Израилеву и имеет намерение поселиться в городе его предков, в западной части Иордана, Палестинском Вифлееме. Однако, он узнал, что в этой местности правит сын ирода, Архелай и получив известия от Ангела, послушный воле Божией, он поселяется в городе, называемом Назарет. Таким образом, сбываются давние изречения пророков: «яко Назореем наречется».

Аминь.

maxresdefault 10

Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 4 зач., II, 13-23.

13 Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

14Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,

15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:

18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

19 По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте

20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские

23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.