Неделя 32-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Воскресная проповедь. Печать

20230122 084607

22 января 2023 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 4:12-17).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

В сегодняшнем благовествовании апостол Матфей родом из Галилеи излагает событие, ту скорбную весть, которую принесли Иисусу. Спаситель услышал, что Иоанна заключили под стражу, и потому: «удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришёл и поселился в Капернауме приморском» (Мф. 4:13). И вспомнили ученики слова Иоанна Крестителя: «Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха: сия то радость моя исполнилась. Ему подобает расти, а мне умаляться» (Ин. 3:29-30). Что же сокрыто в этих словах? Согласно мудрому распоряжению провидения, звезда Иоанна должна была закатиться прежде, чем воссиял Христос.

Ветхий Завет, как союз между Богом и человеком прекращается. И соответственно, Иоанн был последним пророком на рубеже Ветхого и Нового Заветов. Между иудеями, в то достопамятное время ходила народная поговорка: «Когда солнце восходит, утренняя звезда исчезает». Завет, который иудеями был растерян и выполнялся формально, косно без сердца, умаляется. Традиции сохранялись в народе, но Господь скажет им в своё время: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15:8). Данными словами Господь показывает, они только делают вид, якобы чтут Бога Отца, однако этими своими делами бесславят Его.

191215 StJohnTheBaptistinPrison Full screen25653 yufu9yfuf7776tr79fdi

Золотые, на все века слова нам должны послужить напоминанием, что веровать нужно от любви и стяжать в себе Царство Небесное по духу. Естественно, это не значит, что они плохие, а мы хорошие. В словах обличения фарисеев, Спаситель скажет: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков» (Мф. 23:29-32). Настоящим изречением Христос показал, что Иоанн был Его посланцем и вестником пути к покаянию.

По слову Феофилакта, архиепископа Охридского, мы узнаём, что Иисус не стал раньше времени подвергаться искушению от предержащей власти и тем самым нас научает не подвергать себя напрасным опасностям. И оставив Назарет, пришел и поселился в пределах Завулоновых и Неффалимовых. Нам христианам евангелист Матфей говорит словами Исаии пророка: «земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:15-16). Переселение в эту область есть прямое исполнение пророчества и дарование, как иудеям, так и язычникам сияющий спасительный Свет.

Во времена вождя народа Израильского преемника Моисея, Иисуса Навина народ, выведенный из рабства Египетского, по Божественному обещанию получал земельный удел. Галилея разделялась на верхнюю и нижнюю. Первая (северная) называлась Галилеею языческою, потому что в ней между иудеями проживало много язычников, как в земле пограничной с языческими странами и особенно с Финикиею. Завулонова же земля, это та самая земля, где Господь преобразился на горе Фавор. Земля, в которую вступал Израиль была прекрасна и с особым чувством благодарения клялся народ Богу и старались тщательно исполнять заповеди и закон, который завещал Моисей: «любить Господа Бога, ходить всеми путями Его, хранить заповеди Его всем сердцем» (Нав. 22:5).

Шли столетия, а в месте с этим росло могущество и слава Израиля, и история свидетельствует, как народы легко увлекались служению идолам и уклонялись в идолопоклонство. И лишь малая толика осталась верна Богу. Жили же они для себя и языческие культы руководили в их жизнях. Отчего доброе созидается с трудом, а дурное липнет само собой? Ответ прост – поклоняться идолу не составляет особого труда. Вначале примитивный ритуал, а дальше собрание сопровождается пиршеством, пьянством, веселием, плясками и другими чувственными наслаждениями. А служение истинному Богу требует добродетелей, сердечной молитвы, сокрушение о грехах и постом. Однако, особое положение и наставление в жизни иудеев составляли пророки.

Современник нашего времени, протоиерей Николай Гурьянов с острова Талабск в простонародье остров Залит Псковской области. Обращаясь к своей пастве, говорил: начни с себя и хватит с тебя. Начни себя укорять, себя осуждать, себя обличать и следи за собой. Начни с себя, не ищи кого то, кто виноват в твоей жизни. Быть христианином это труд, это работа над собой. Но этим путём мы спасаемся и восходим в вечность. Только этот путь соединит нас с Богом. В книге царя псалмопевца Давида псалтири (сэфер тегиллим) ясно сказано, что Бог ждёт от человека искреннего раскаяния в своей неправоте, а не в показных церемониях и формального соблюдения религиозного закона.

От любви к созданию Своему Бог приходит в Галилею: «и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет», лично призывает к спасительному покаянию. Свою проповедь в обращённой форме Он повторил слова Крестителя: «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). А что же есть Царство Небесное? Иисус, будучи спрошен фарисеями, когда придет Царствие Небесное, отвечал им: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: Вот, оно здесь, или: Вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:20-21). В христианском понимании: Если искренне живём со Христом, то Царство Божие действительно внутри нас, которое делает спасение человека и мира как чудо.

Спаситель, через Евангелие обращается к нам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). И мы, священники говорим устами Господа Иисуса Христа: спасайтесь, покайтесь, исправляйтесь, живите по Божиему установлению. И это не трудно, но с помощью Божией всё возможно. И когда придёт час, который пугает нас своей таинственностью, тогда окажется, что этот последний час нашей жизни нам не страшен. Не страшен, потому что мы жили для встречи этого самого часа. На каждой Литургии мы мысленно участвовали в диаконском прошении за нас возносимом: «Христианского окончания жизни нашей, безболезненно, без всякого бесстыдства, мирно, и доброго ответа на суде у Христа просим» (просительная ектения).

Аминь.

J9DQwPfoSUvyKg49EbG3DesEwT2tY5xmmMpfYQrWC6xVwLJv4mMkMzEFR4RdcgUxVwfdz0wBYHnm-xIPGRX0QP7FbwZ6 11v03rd9kLvTjmxUyHWt0LIi-LuZmdIsS G

Евангельское Чтение

Лит. -  Мф., 8 зач., IV, 12-17.

12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею

13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,

14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:

15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,

16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.