Неделя о блудном сыне. Воскресная проповедь. Печать

20230212 085043

12 февраля 2023 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Лк. 15:11-32).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Беседуя с народом, Иисус Христос – только от божественной любви к своей твари милостиво объясняет, что войти в вечность может тот, кто пройдёт отрезок жизненного пути в согласии закона, сложенного из любви к Богу и ближнему своему. Открывая им Свою истину, Он не навязывая поучал: «кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои и придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:3-7).

Через притчу о потерянной монете показал смысл радости приобретения Царства Божия: «или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи́ и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:8-10). И, наконец, замечая народное внимание к Своему поучению, какая сохраняет свободу для размышлений, и смысл «благой вести», трудно выразимой обычными словами, говорит об отношении Бога и человека, - главной притчи сегодняшнего дня.

Настоящая притча есть продолжение ответа Христа: «У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк. 15:11-13). Сложившаяся жизненная ситуация напоминает нам о неправильных поступках, когда мы забываем Бога, бездарно растрачиваем своё наследство. Отдаляясь от Творца мы теряем смысл главного отношения, ибо мы – Его творение. Но что ждёт человека отдалившегося от Источника Жизни? Ничего хорошего, поскольку всё умирает лишённое Жизни – Бога.

prodigal-son23 qSk4isKZpOI23 Pelita-Hati-23

Такая беда произошла с юношей, который расточив имение, остался ни с чем. Вернее сказать, осталась лишь больная душа: «И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему» (Лк. 15:15-16). Гнусное занятие непристойной работой оскверняло человека. И таким образом, юноша достиг дна своей жизни. Удручённый своим положением, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15:17-19).

Осознавая степень своего падения, юноша решил вернуться назад, соглашаясь даже на участь раба в отчем доме. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Но отец даже не стал слушать покаянные слова блудного сына. Тот час призвал рабов своих и сказал им: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:22-24). И здесь интересный момент в том, что рабы не носили сапог и тем более перстней.

Отец принимает сына и возвращает ему его степень сыновства за его раскаяние. И ни слова упрёка за промотанное имение и блудные скитания. В этом весь отец и его любовь к сыну своему. Спаситель же через притчу открывает тайну любви Бога к своему созданию. Ибо мы - Его творение, «созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 28:10). Он напоминает, что земная жизнь определяется временем. Жизнь похожа на путешествие некого человека, который остановился в гостинице, на 3-5 дней. А по прошествии срока аренды апартаментов идёт на ресепшен и заявляет, что этот номер стал его собственностью. Однако, и мы забываем, что придёт тот час, когда Господь призовёт нас в блаженство праведных.

В свою очередь мы должны быть готовы к обязательной встрече, прожив жизнь заповедями Божиими. Именно Его законы приводят нас к вечной Божественной жизни. Притча о блудном сыне была сказана фарисеям, считавшим себя чистыми и праведными. Они роптали на Господа за то, что Он принимал блудниц и мытарей. Спаситель продолжал: «в доме отца царило веселье и радость. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти» (Лк. 15:25-28).

В ярких чертах достопамятной притчи изображены фарисеи, гордые своею праведностью и отличительным холодом в отношении к согрешающим и даже не замечали всю религиозную истину. Однако, Спаситель продолжал: «отец же его, выйдя, звал его» (Лк. 15:28). Но старший сказал отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты не давал мне и козлёнка, чтобы повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, ты заколол для него откормленного теленка. Но, с какой любовью Отец обращается к своему старшему сыну: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (15:31-32).

Аминь.

maxr23esdefault

Евангельское Чтение

Лит. -  Лк., 79 зач., XV, 11-32.

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16 и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.