Неделя 4-я Великого поста. Проповедь Печать

img232onli23ne-co231

26 марта 2023 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мк. 9:17 – 31).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Перед тем, как подняться на гору, Иисус взял с собой трёх учеников: «Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними» (Мк. 9:2). Слава Иисуса потрясла учеников, и голос Бога Отца, с неба нисшедшего ко Господу, была так впечатляюще для них, что они не хотели спускаться. Они готовы были остаться жить на горе Преображения – Фавор, лишь бы слава Спасителя нашего Иисуса Христа осеняла их. Поражённые величием, они воскликнули: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи» (Мк. 9:5). Когда же сходили они с горы, Он велел им никому рассказывать, что увидели будущие апостолы, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Ученики вместе с Учителем спустились к остальным девяти, которые ожидали их у подножия горы, и много народа прибывало около них. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим свидетельство, что к Спасителю тотчас подошёл отец мальчика, одержимого духом немоты и почтительно сказал: Учитель! я привел к Твоим ученикам сына, одержимого духом немым, который лишил его дара речи и слуха, чтобы изгнали его, но они не смогли. Где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет, - говорит отец отрока. Отвечая ему, Иисус сказал: «о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне» (Мк. 9:19).

4007b1afeca323 AK5W23 G1CKywb7

Упрёк «о роде неверном» обращён не только к отцу несчастного отрока, но и к всей собравшейся народной толпе, к книжникам и фарисеям, и ученикам Его. Однако, этими словами Христос назидает и нас с вами. Когда у нас на душе тяжесть, и мы нуждаемся в особой божественной поддержке и скорой помощи, тогда молимся так, как будто бы Бог совсем рядышком с нами. Мы взираем на Его святое изображение, на божественный лик и тихо произносим молитву, понимая, что Он слышит нас и не может быть по-другому. Верим, что Бог рядом с нами, с нашей бедой и скорбью. Однако, когда бессовестно грешим, то допускаем в своём сердце маловерие или совсем безбожие.

Согрешая, мы придумываем себе повод для оправдания и это есть безбожие. Мы исключаем Бога из атмосферы своего бытия и допускаем сомнение в Божием присутствии. Видимо в таком состоянии прибывал и отец этого несчастного юноши. И когда привели юношу: «как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его и затрепетал в нём дьявол; он упал на землю и валялся, испуская пену» (Мк. 9:20). Спаситель не торопился изгнать злого беса и спросил отца юноши: «как давно это сделалось с ним?» (Мк. 9:21). Отец отрока приводит убедительные доводы и сообщает, что дух многократно бросает его и в огонь, и в воду, чтобы погубить его. И это бесовское действие началось с самого детства его. Но, если что можешь, сжалься над нами, помоги нам.

Конечно же, Господь знает мысли и намерения каждого человека. Но в данном случае Своими словами Он побуждает в отце отрока проявление всей полноты и глубины веры и преданности своему человеческому прошению. Спаситель великодушно укрепляет силу его желания, так как верующему: «всё возможно» (Мк. 19:23). Нечистый дух сковал в юноше сердце, уста и слух с тем, чтобы он не мог говорить и слышать слово Божие. Соответственно по этой причине он не мог уверовать, так как вера от слышания, а слышание – от Слова Божиего. Мы имеем уста и уши и можем слышать и молиться, а так же приносить покаяние. И проснулось в сердце отца доверие, и он тотчас со слезами воскликнул: «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24).

Иисус, видя, что сбегается любопытный народ, желающий увидеть, чем кончится это испытание силы, не стал более держать собравшихся в недоумении и запретил духу нечистому, сказав ему: «дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него» (Мк. 9:25). И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Однако, такое народное рассуждение было не верным определением случившегося. Поскольку Источник нашей жизни есть Бог, Который взяв юношу за руку, поднял его; и он встал. Юноша открыл глаза, ибо Бог совоскресил его к жизни, прикасаясь к нему Своей божественной и сильной рукой. И мы знаем, что если Господь исцеляет, то исцеляет окончательно.

После всего произошедшего Иисус вошел в дом, а ученики испугались, не лишились ли они этой благодатной силы и потому спросили Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им Иисус, объясняя, что возможно определённый вид злых духов и демонических сил: «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 19:29). И из этих слов мы понимаем, как для нас важна молитва и пост. Пост это не тяжесть, а защита в нашей жизни. Так же, как и крестное знамение, которое мы наносим на себя во время молитвы домашней или общественной. Этим действием мы свидетельствуем по слову апостола Павла: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся...» (Гал. 3:27).

Так же апостол Павел сказал, что после своего крещения мы должны начать новую жизнь: «Итак, вы погреблись с Ним крещением в смерть… дабы… нам ходить в обновленной жизни» (к Римлянам 6:4). Мы умираем со Христом, но умираем греху и воскресаем в жизнь вечную. Всякий раз, нанося на себя знамение креста, мы исповедуем, какой ценой Христос искупил нас. Драгоценною Своею Кровью омыл наши грехи и открыл Своей смертью для нас Рай. И в настоящее время нашей жизни Он животворит нас через Причастие: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56). Эта истина осязательно подтверждается словами царя Давида: «вкусите и видите яко благ Господь; блажен муж иже уповает Нань» (Пс. 33:9).

Когда же Он проходил через северо-восточную часть Галилеи, направляясь в Капернаум, то ученикам сказал: «Сын Человеческий предан будет в руки человек грешных, и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет» (Мк. 9:31). Как изменчив человек, и те, которые вчера величали Его, и с воодушевлением будут постилать свои верхние одежды на дорогу, по которой Христос въедет в Иерусалим, через несколько дней будут требовать Ему смерти. Однако в тот достопамятный день народ ликовал и прославлял Иисуса после чудесного исцеления юноши. Но Спаситель уходит от зевак, Он не хотел, чтобы кто узнал Его.

Аминь.

m2axresde3fault

Евангельское Чтение.

Лит. - Мк., 40 зач., IX, 17-31.

17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:

18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;

22 и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

30 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.