Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Воскресная проповедь Печать

20230521 084301

21 мая 2023 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Ин. 9:1-38).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Выйдя из Иерусалимского храма, Спаситель двигался по одной из извилистых улиц Иерусалима в сопровождении Своих учеников. На их пути встретился человек, слепой от рождения, который, быть может, сидя у дороги или у врат храма, протягивал руки, выпрашивая милостыню. Заявляя проходящим мимо него о своём жалком положении, он через сочувствие к своей персоне, принимал от них кусок хлеба или монету. Милостыня ценна вечно, ибо как ты поступил со своим просителем, так и Бог поступит со Своим. Слово милостыня – употребляется в смысле отношения вообще к людям. Оказывать милосердие, благожелательность к ближним, и не к одним только бедным, но иметь в сердце прямое милосердие, каковое является отражением Божественного милосердия.

Ранее, из Евангельской вести мы слышали, как у Овчей купели Господь одним Своим словом исцелил расслабленного. Бедняга 38 лет страдал тяжёлым заболеванием, однако Спаситель вернул его к полноценной жизни: «исцелённый, взяв постель свою и пошёл в дом свой» (Ин. 5:8). Когда Иисус встретил его в храме, то обратился к нему с простым, но важным предостережением: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). Спаситель, в его лице предостерегает нас с вами не делать греховного, потому что худые дела судятся не по продолжительности, а по самому естеству преступления. Ибо кто не улучшился от первого наказания, тот за нерадение подвергнется большим мукам.

Припоминая слова Божественного Учителя, которые обращены были к расслабленному, ученики спросили: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Однако Иисус отказался следовать в бесплодную область такого умозрения и потому отвечал: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3). Наверное, невозможно, чтобы ребёнок согрешил в утробе матери своей? Когда соединяются двое в союзе брака, то их плод любви ребёнок. Семейная пара передаёт своему ребёнку то, что имеют отец и мать. Ведь гены показывают, как дети похожи на своих родителей, и не только внешне, но и характером и даже повадкой. Берут от своих родителей как хорошие, так и низкие наклонности, возможно и те, от которых страдают сами родители.

A-street-in-Jerusalem-by-Charles-Leaver Healing of t23 m2ax333resdefault

В тот достопамятный день Спаситель свернул на извилистую улочку, чтобы уврачевать не только тело несчастного, но и спасти его бессмертную душу. Господь говорит Своим ученикам: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин. 9:4-5). Однако Спаситель не тотчас исцеляет слепца, но плюнув на землю, сделал брение из плюновения, затем помазал глаза слепому, и укрепил надеждой: «пойди, умойся в купальне Силоам» (Ин. 9:7). Многие умывались и делали омовение в той купальне. Может быть, и слепец бывал там не раз. Но, уверовав в слово Спасителя, идёт в водоём. И придя, умылся и вернулся зрячим.

Соседи и видевшие его прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел» (Ин. 9:11). А это чудо было совершено в субботу и потому прибавило к их изумлению новое основание для фарисейского негодования. А как мы знаем день субботний (шаббат) запрещал какую-либо деятельность. Впрочем, их смутило то, что Иисус пальцем смешал слюну с пылью - сделал брение, (мазь) и помазал глаза слепому.

Когда привели бывшего слепца к фарисеям, они спросили его как он прозрел. Он сказал: «брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу» (Ин. 9:15). Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Делать добро – это совсем не то же самое, что работать в этот день, как в другие – обычные дни трудовой недели. Делать добро в субботу - в плане помощи больным и страдающим – не есть нарушение 4-ой заповеди Закона Божия, но заниматься своими обычными делами – это является нарушением того, что заповедал нам Господь. «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – Господу, Богу твоему! Не делай в этот день никакого дела» (книга Второзаконие 5:13-14).

В день субботнего покоя работа запрещается не только самому еврею с семейством, но даже рабу, пришельцу и скоту. А для нас таким днём стало воскресенье, когда Господь призывает нас посвятить этот день Ему и делам милосердия. Как и Он посвящает день покоя - субботу делу милосердия и с выразительным намерением исцеляет слепорождённого. Другие из фарисеев говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И был между ними спор. Опять спросили слепого: ты что скажешь о Нём, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это Пророк. Тогда иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей. Затем спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.

Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Отлучение от синагоги превращало людей в изгоев общества. И не один человек не подал бы им стакана воды и куска хлеба. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. И здесь в этих словах (призыв воздать славу Богу) означал то, что фарисеи признавали чудо исцеления, но не признавали Самого Исцеляющего. Бывший слепой с бесстрашной прямотой достойного уважения, сказал им в ответ: «грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (Ин. 9:25).

Тогда фарисеи, находясь в страшном смущении снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им он: «я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?» (Ин. 9:27). Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: «это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин. 9:30-33).

Вот теперь уже ясно, что слепой нищий имеет много смелости и открытой частности, которую нельзя застращать или заставить уклониться от истины и потому набожные фарисеи сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? Не в силах более сдержать взрыва своего негодования, они выгнали его вон. Иисус, услышав, что фарисеи выгнали его вон, не мог оставить Своего первого проповедника без внимания. И отыскав этого человека, спросил его: «ты веруешь ли в Сына Божия?» (Ин. 9:36). Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: «и видел ты Его, и Он говорит с тобою» (Ин. 9:37). Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Аминь.

healing-blind-man23

Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 34 зач., IX, 1-38.

1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

2 Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

5 Доколе Я в мире, Я свет миру.

6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,

7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

12Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего

19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,

21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.

22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.

24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.

33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.