Спаситель говорил: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк:15:7). И говорит им следующую притчу: «кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:3-7).
|
|
Сегодняшним словом Христос стучит в каждое сердце, ибо любовь Его в высшей степени безгранична к нам. Много раз я говорил, что не спасётся лишь тот, кто добровольно отказывается от Бога и не желает идти по спасительному пути. И вот из собравшейся толпы встал один законник и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: «в законе что написано? как читаешь?» (Лк. 10:26). Законник в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всею душой, всею крепостью и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: «правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (Лк. 10:28).
Но ответ не удовлетворил законника, и он сказал: а кто мой ближний? Чтобы Истина была понятна, Иисус произносит притчу о милосердном самарянине. О самарянах говорится, что они были потомками иноземных переселенцев, которые, внешне поклоняясь Богу, втайне оставались идолопоклонниками. Соответственно существовала вражда между иудеями и самарянами на религиозной почве и между собой у них не было общения. Из евангелия мы знаем о состоявшейся беседе Иисуса с самарянкой. Она сказала: как это Ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ведь иудеи с самарянами не сообщаются. Тогда Иисус сказал ей: «если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить; то ты сама просила бы у Него, и Он дал тебе воду живую» (Ин. 4:10).
Теперь мы слышим притчу, которая служит вопросительным ответом к законнику: «некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк. 10:30-35).
Здесь необходимо иметь разумение в понимании, когда человеку нужна помощь. Но есть и другой случай, когда человек без ответственно себя ведёт, к примеру, пьянствует, а затем требует к себе внимания и сочувствия. В своё время Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех: «возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин 2:13–16). Преподобный Сергий, игумен Радонежский князю Димитрию Донскому сказал: когда нас обижали, мы терпели. Когда нас поносили мы смирялись. Но ныне время худое и Бога нашего злословят. В те времена татары, покоряя русские города въезжали в храмы на конях. И благословил Сергий ратников и сплотились во едино отцы наши стали в ряды на защиту Отечества и на победу над супостатами.
Оканчивая Свой рассказ, Христос обратился к законнику: «кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк. 10:36). Спаситель задаёт собеседнику не теоретический, а практический вопрос: кто воистину исполнил в отношении пострадавшего требование любви, которое внушает закон всем и каждому. Но как оказалось, законнику было трудно произнести слово «самарянин», поэтому он холодно ответил: «оказавший ему милость» (Лк. 10:37). Тогда Иисус сказал ему: «иди, и ты поступай так же» (Лк. 10:37). Этой притчей нам показывается, кто может быть нам ближним. Научает нас всегда быть готовыми к милосердию и стараться оказать помощь тем, кто нуждается в нашей поддержке.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Лк., 53 зач., X, 25-37.
25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26 Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
|