Достаточно подробно Иисус развивает Свою мысль и потому говорит: «у одного богатого человека был хороший урожай в поле» (Лк. 12:16). Этот человек был материально обеспечен и видимо выращивал жито и пшеницу для продажи. Обретя опыт в земледелии, наработанный годами, он вырастил превосходный урожай. Он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие амбары, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое. Все интересы богача, как это видно из притчи, сводились к земному благополучию, и мысли, и душа его были далеки от Бога и от стремления к непроходящим духовным ценностям.
|
|
Казалось бы, что же в этом плохого? Рачительный хозяин и профессиональный подход, забота о сохранении урожая. Но в его словах не было благодарения Богу в том, что Бог вразумил его мудрым подходом к делу и даровал физические силы. Всё чем он владел, он называет своим, забывая, что всё «наше» принадлежит Богу. Посаженое зерно, в сопутствие благоприятной погоды способствовало обильному урожаю, и в этом можно было видеть руку Божию. Нам так же необходимо помнить об этом и видеть Божию помощь и руку нас оберегающую и сохраняющую. Но, обращаясь к душе своей, безумный богач сказал: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12:19).
Однако как страшное эхо, прогремел приговор: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:16). Всё что он хотел накопить достанется другим. Мы с вами понимаем, что такой час обязательно настанет, но справедливо сказать, что мы сами не ожидаем этого часа так скоро. А если этот час наступит завтра? Тогда какой смысл в нашей жизни, если в самонадеянном богозабвении забываем, что существует смерть и что душа не может питаться хлебом: «покоится, есть, пить и веселиться» (Лк. 12:19). Может быть, богатство губит человека? У святителя Иоанна Златоуста есть такие слова: богат не тот, кто много приобрёл, а тот, кто много раздал.
Моисей, в книге Исход (Шмот) передаёт событие выхода из рабства египетского: «Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед. И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к [фараону] царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему. Но Я знаю, что [фараон] царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою; и простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас. И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками: каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян» (Исх. 3:17-22).
За 400 лет трудов в неволе Господь Бог возвращает народу Израильскому в стократном размере. Из этих слов мы понимаем, что Господь любящий Отец и никогда никого не оставляет. Из сегодняшней притчи, сказанной Спасителем, мы понимаем, что человеку не нужно возводить на пьедестал цель обогащения. Все земные блага необходимы нам и нашим детям, но это не должно стать целью в жизни. Главная цель жизни - жизнь во Христе. Спасение души и ответ перед Богом, первейшее дело христианина. Спасение – это не какой-то момент в жизни человека, а это жизненный подвиг, состоящий в комплексе всех добрых дел и благих намерений.
Евангельские слова, обращённые к богачу на языке церковнославянском, звучат так: «безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе». Не просто затребует ангел смерти душу человека, а так сказать, вытянут, как с усилием высвобождают кости из тела, и видимо это произойдёт весьма мучительно. С муками (плач и скрежет зубов) душа богача будет покидать тело, потому что он был привязан к материальному, которое он считал главным смыслом земной жизни. Никто не возьмёт с собой ничего, кроме добрых поступков, любви ближних и слёз родных. Обращаясь же к слушавшему народу, Иисус Христос говорит: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:21).
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Лк., 66 зач., XII, 16-21.
16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
|