Неделя 34-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь Печать

20240128 083428

28 января 2024 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Лк. 18:18-27).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

К Спасителю подошёл некоторый человек из начальствующих, возможно с недобрым умыслом уловить Христа в Его-же словах, а может быть от своего тяжёлого любостяжания. И в порыве неопределённой горячности спросил: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18:18). Иисус ответил ему простыми, но знакомыми для всех и каждого словами: «знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою» (Лк. 18:20). Эти основополагающие и предостерегающие нас заповеди Господь Бог произнёс на горе Синай, но после того, как Моисей по слову Господа провёл черту вокруг горы.

Однако в сегодняшнем евангельском чтении, Иисус перечисляет заповеди в таком порядке: не прелюбодействуй – 7-ая из 10-ти заповедей; не убий, не укради – 6-ая и 8-ая; не лжесвидетельствуй – 9-ая; чти отца твоего и матерь – 5-ая заповедь. Божия воля решительно учит нас: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли» (Исход 20:12). Насколько естественно любить и с благодарностью почитать родителей, которым мы обязаны жизнью. Впрочем, настолько тяжел грех непочтения их. И за любовь и почитание родителей Господь обещает благо и долгие лета. Ибо через них Господь Бог подал нам жизнь и потому родители являются виновниками нашего бытия.

Седьмая заповедь предупреждает: «Не прелюбы сотвори», - не прелюбодействуй. Этой заповедью осуждаются грехи против семьи, супружеская измена и все плотские отношения между мужчиной и женщиной вне законного брака. Проще говоря, - не перелюби. Грех (амартиа) означает «промах» или «мимо цели». А цель у нас одна – вернуться в рай, войти в жизнь вечную. В книге Торы, мы видим, как благословляет Бог человека: «плодитесь, размножайтесь и наполняйте землю» (Быт. 1:28). Такой был первый закон данный Богом человеку. Следовательно, это повеление должно исполняться каждой парой и совершенствоваться в семейной радости, соединяемые помощью Божией.

Из праха земного Бог создаёт человека и вдохнул в его ноздри дыхание жизни, следовательно, Самого Себя. Человек не может умереть, вспомните, я уже много раз говорил, что смерть это пустота. А пустота это отсутствие Бога. Смотрим в книгу Бытие «Берешит» и видим, как Бог создал мир. Одним Своим словом сотворил Создатель небо и землю и всё, что нас окружает. Творение человека было так, и сказал Бог: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26-27).

Следовательно, плодиться и размножаться это есть благословение Божие. Но, когда человек нарушает эту заповедь, то оказывается на ступень ниже. Животный мир создан Богом до создания человека, и в Рай вечной жизни животное не входит. Животные служат нам и даже в пищу. Но о нарушающих Закон апостол Павел в послании к Коринфянам, сказал: «или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9–10). Поэтому сегодня Господь обращается к нам через Евангельскую весть: «не прелюбодействуй», что значит не перестарайся.

24 sv-nik24 6cc1340224 2023-03-16-17-07-51

Но Евангельский законник отвечал: «все это сохранил я от юности моей» (Лк. 18:22). Видимо он хотел совершить, что-то героическое и потому ждал, что предложит ему Божественный Учитель. Но, Иисус сказал: «еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18:22). Своими словами Господь приглашает просителя занять апостольское место рядом с Собой. Однако человек опечалился, потому что не был готов к крутым переменам. Возлагая большие надежды на свой достаток, и связывая с ним своё будущее, он не был готов следовать за Христом. А ведь это приглашение касается каждого из нас. Мало кто сейчас готов всё раздать и без корыстолюбия и стяжания идти за Христом.

Иисус, видя, что он опечалился, сказал: «как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (Лк. 18:24). Но не богатство губит человека, а привязанность к нему. Богатство может навредить в том случае, если человек стал рабом своему богатству. Пётр апостол, говорит: «Ибо кто кем побежден, тот тому и раб» (2Пет. 2:19). Есть примеры среди святых, которым благосостояние нисколько не мешало спасаться. В частности, святитель Николай архиепископ Мир Ликийских по смерти родителей унаследовал большое достояние. Но блестящее состояние не принесло ему радости. Боголюбивый служитель не дорожил скоропреходящим богатством и не заботился о его приумножении, но продолжал церковное служение.

Святитель в своей жизни щедро жертвовал на дела милосердия, и однажды помог некому отцу трёх дочерей. Он имел трех дочерей, отличавшихся необычайной красотой. Вследствие неблагоприятных обстоятельств этот богач разорился и потерял прежнее влияние, ибо жизнь века сего непостоянна. Несчастный отец не смог выдать девушек замуж, так как женихи стали гнушаться их крайней бедностью. Постепенно сосед Николая впал в нищету – его семье нечего было есть и не во что одеться. Тогда он помыслил превратить свое жилище в дом блуда, отдать дочерей на любодеяние, и таким образом извлечь доход из их красоты в пользу получения средств к существованию.

Чудотворец ночью незаметно бросил полный узелок с золотом в окно соседа и быстро удалился. Можно себе представить несказанную радость отчаявшегося мужа, когда он утром нашел в своем доме то, из-за чего хотел подвергнуть позору дочерей. Отец не верил своим глазам, удивлялся и недоумевал, не сон ли это. Пощупав деньги, бедняк убедился, что держит в руках золотые монеты, и заплакал от счастья. Таким образом отец выдал своих дочерей замуж обеспечив им приданное на щедрые пожертвования святителя и угодника Божия, Николая. При всём этом, святитель запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством и защитником христианского учения.

Другая, и не менее удивительная история свидетельствует о святителе Амвросии Медиоланском. Амвросий получил блестящее образование и зарекомендовал себя не только как блестящий оратор и адвокат, но и как человек деловой, способный к сложной административной работе. Занимал он должность губернатора крупного и очень богатого города. Осенью 374 года город Медиолан (сегодня — Милан) бушевал. Позиции были бескомпромиссные: каждая сторона хотела видеть на Миланской кафедре своего епископа. За криками и стычками дошло до массовых беспорядков — ситуация недопустимая для такого политического и культурного центра.

Губернатору доложили, что собравшиеся в главной церкви верующие вновь не сумели договориться и ариане уже грозятся пустить в ход оружие, он, не теряя ни минуты, направился в собор. В толпе какой-то ребёнок, совсем ещё маленький, на руках у матери начал выкрикивать: Амвросий наш епископ! Амвросий наш епископ! Протиснувшись сквозь толпу в центр храма, префект поднялся на скамью и обратился к собравшимся, которые при виде Амвросия, затихли и стали слушать. Один из древних церковных историков — Сократ Схоластик — оставил об этом событии следующую запись: «С прибытием его народ умолк, префект высказал ему много полезных увещеваний и тем остановил безумные порывы толпы».

Но после случилось то, чего губернатор никак не мог ожидать: «Вдруг все пришли к единому мнению: все, достойным сана епископа, провозгласили Амвросия и требовали его рукоположения, говоря, что только тогда народ будет иметь единение и придет к единомыслию в вере». История повествует, что Амвросий всеми способами пытался избежать такой высокой чести, считая себя недостойным. Будучи некрещёным, он по изволению церковной паствы и собственному желанию 30 ноября 374 года принял первое Церковное Таинство. Затем в течение семи дней прошел через все степени иерархии и на восьмой рукоположен в епископы. После этих событий всё земное имущество ему не пригодилось так как он раздал всё богатство и до конца своих дней вёл строгий и скромный образ жизни.

Продолжая, Спаситель говорит: «ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18:25). Ворота Иерусалима закрывались перед самым заходом солнца, и к этому моменту все жители города старались вернуться обратно. Игольные уши существовали для тех, кто днём вышел по делам за город, и не успел до захода солнца вернуться обратно. Через эту маленькую лазейку городской житель и его мелкий скот могли протиснуться и вернуться в свой чертог. Но чтобы провести дисциплинированного верблюда караванщику приходилось полностью снимать с него всю поклажу и с трудом протискивать сквозь Игольные уши.

Ученики, слышавшие сие сказали: кто же может спастись? И Спаситель ответил: «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). Имена Бог и Господь – самые распространенные в библейских текстах. Первым именем переводчики на славянский и русский языки перевели еврейское слово Бог «Элохим». Оно встречается в Библии около 1500 раз. Слово Господь «Яхве» в Библии встречается более 7000 раз. Бог в переводе - Правосудие. Правосудие сказал и было так… И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, освещать землю, и различать день от ночи…. Но слово Господь «Яхве» - милосердие появляется на странице книги Бытие «Берешит» тогда, когда Бог создаёт человека. Теперь мы видим, что Правосудие и Милосердие всегда рядом с нами.

Аминь.

scale 120024

Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 91 зач., XVIII, 18-27.

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.