В этой связи, Христос среди слушающих произносит назидательный рассказ, в котором неявно присутствует ключ к разгадке: «два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю» (Лк. 18:10-12). На первый взгляд в его словах прослеживается образ праведной и нравственной жизни. Он благодарит Господа за то, что выполняет все законы Моисея. Надо сказать, что любой священник радовался бы имея такого прихожанина, который стабильно оказывал поддержку.
|
|
Однако коварство в словах святоши заключалось в том, что он не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как тот мытарь. Да и сама молитва похожа на отчёт перед земным начальником и преследуюет одну цель, получить за проделанное заслуженную награду. Превозносясь перед «прочими», фарисей на первое место ставит расчёт и ничем не ограниченное самодовольство, которое затмевает подлинную картину того, что происходит в его собственной душе. Посему смирив сердце и как бы сокрушившись до саморазмышления, пророк Давид говорит: «жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50).
А вот коллаборационист - мытарь по своему роду занятий собирая налоги для римской казны, был презираем местным населением. Этот сборщик податей стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, как бы поражая сердце за лукавые советы и пробуждая оное к осознанию, и ничего другого и не говорил, кроме сего: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13). Обличаемый совестью за своё бессчетное любостяжание и анализируя прожитый день или неделю, а быть может и более он безмолвно стоял и тихо вопиял к Богу, взывая о помиловании своей искалеченной души. Теперь мы видим с какой верой и удивительным сокрушением в союзе само порицания мытарь добивался милости от Бога.
Гордыня является злой стихией и потому обращаясь к присутствующим, Иисус подчеркнул, что Бог судит не человеческие дела, а человеческое сердце и затем милостиво произнёс: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14). Смириться значит осознать своё падение, свою греховность, лишённую всякого достоинства. Как показывает нам Евангельское выражение: Бог слышал обоих и помиловал более того, кто оказался истинным и искренним кающимся исповедником своих прегрешений.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Лк., 89 зач., XVIII, 10-14.
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
|