Неделя о блудном сыне. Воскресная проповедь Печать

20240303 084057

3 марта 2024 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Лк. 15:11-32).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

В тот достопамятный день к Иисусу подошли мытари и грешники слушать Его. Однако были и фарисеи, которые роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Христос напомнил им о милосердии Божием сказанными двумя притчами ранее. В Библии (Тонах) читаем о Боге-Яхве это значит Милосердие, также знаем имя Бога-Элохим, что значит Правосудие. Правосудие создаёт мир. В первой главе книге Бытия (Берешит) читаем: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). Когда в Совете Лиц Святой Троицы Бог приступил к акту творения человека из праха земного, тогда открывается нам с именем «Господь Бог» - Милосердие (Быт 2:7).

Милосердный Господь, есть Праведный Судия и Грозный Наказатель. Из книги Исход (Шмот) мы слышим, что Господь сообщает Моисею волю Свою, вывести народ из рабства Египетского, однако за пренебрежительное отношение к Себе Бог не раз наказывает этот же народ. Милосердие и правосудие обличает фараона, царя египетского и для вразумления являет ему множество знамений. Мы с вами после сугубой ектении на богослужении не раз слышим и соглашаемся с этим: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси». Любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа к человеку превыше всего: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» (Откр: 3:19). Теперь же эта притча, подобно предыдущим, под образом человека показывает нам воистину человеколюбивого Бога.

bf2608fd085bea849bb5226e6df76402 Ezhen-Byurnan.-Pritcha-o-bludnom-syine.-Bumaga-ugol-karandash-2.jpg

Спаситель сказал: «у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться» (Лк. 15:11-14). А ведь прообразы этой истории дают нам ответ на собственное духовное состояние. Согрешая человек теряет благодать и погружается в самую грязь. «И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему» (Лк. 15:15-16).

Этим неблагодарным трудом усердствовали иудеи полуязычники, и занимаясь позорной работой, они теряли основы правоверия. Оказавшись на самом дне развитого порока, этот блудный сын начинает анализировать своё существование. Придя же в себя, он осознал, что поступил, неблагочестиво затребовав у отца своё наследство, поскольку на востоке не принято так делать покуда родитель живой и способен управлять своим имением. Сокрушаясь, и как бы просыпаясь от греховного сна, он сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15:18-19).

Этими назидательными словами Господь ожидает от человека осознание своей греховной повреждённости: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей. И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый» (Пс. 142:1-2). Продолжая, Спаситель говорит слушающим Его: «встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15:20-21). Но любящий отец, покрывая своей безграничной любовью падение сына, сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги» (Лк. 15:22).

Разве Господь не знает, чем заканчиваются наши блудные похождения, милосердие Господа всегда ожидает наше возвращение. Мы слышим, что отец не даёт договорить сыну до конца преисполненных скорбью покаянные слова, велит одеть и обуть его, вместо рубища, в самую лучшую одежду. Перстень на руке сына возвращает его в утерянную степень сыновства. А сапоги символ господства, так как рабы не носили сапог. Вот о чём говорит нам сегодня евангелист Лука. Больше того, отец приказывает слугам: «приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!» (Лк. 15:23). Ибо сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И в уютном и чистом доме отца начался шумный и торжественный пир.

Старший его сын был на поле и возвращаясь, услышал пение и ликование. Призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Ему сказали: брат твой пришёл, и твой отец велел заколоть откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Старший осердился и не хотел войти так как мыслил только в категории приказаний и преступлений. В его голосе мы не видим сердечности и теплоты к отцу, потому что он ставит укор и называет «сын твой», а не «брат мой». Старший сын продолжал: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» (Лк. 15:29-30).

Высокими привилегированными словами Спаситель как бы обращается к фарисеям, как к религиозным вождям и хранителям Закона. Ведь они призваны стоять на страже, и вместо того, чтобы «роптать», должны приветствовать присоединение и других людей к Царству Божию. В этой связи, отец сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:31). Трудно словами передать полноту любви Божией к падшим грешникам, но эта настоящая притча напоминает нам, что любовь Бога безгранична и не спасается тот, кто ленится спасаться: «Творившие добро воскреснут в воскрешение живота, а творившие зло – в воскрешение суда» (Ин. 5:29).

Аминь.

maxresdef024

Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 79 зач., XV, 11-32.

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16 и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.