В тоже самое время, какой-то алчный человек из толпы в один момент прервал разговор. Он слышал обличение фарисеев, но причина была не в фарисейских вопросах искушающих Учителя, а в человеческой алчности и страстной наживы. Порешив воспользоваться этим случаем для своих житейских целей, он с помощью Великого проповедника вознамерился сделать хороший «Гешефт». В соответствии закона (Втор. 21:16-17) старшему брату отходила двойная часть наследства, следовательно, первый хотел, чтобы Христос изменил закон и обязал старшего брата. В связи с этим он обращается с просьбой: «Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк. 12:13-14).
Почти суровый приговор последовал от Спасителя. Он отказался вмешиваться в это дело и напомнил жадному до богозабвения человеку о том, что душа не нуждается в хлебе насущном. И что Он пришел в мир не для того, чтобы делить имения людей, но пришел для того, чтобы направлять их совесть, предостерегая против того порочного принципа, который проявлял себя как корень многих зол. Материальные блага не дают жизнь человеку и не представляют никакой ценности в вечности, но служат лишь на потребу. «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15).
Для полноты восприятия, Христос говорит народу Свое предостережение притчей о богаче, неожиданно умершем в то время, когда строил свои мирские планы и тешил себя надеждами. Притча, суть которой сводится к тому, чтобы указать на то важное для всех нас предостережение – беречься от любостяжания. Подкрепляя это предостережение, Иисус сказал: у одного богатого человека доспевал обильный урожай в поле. Из года в год, практикуясь и улучшая навыки земледелия, он достиг совершенства. И наступил год, когда все его поля заколосились лучшим урожаем. Видя это изобилие от трудов своих, он сказал своей душе: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Вполне довольный и подогреваемый временным восторгом, он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое» (Лк. 12:17-18). В минуты радости необходимо помнить, что Господь Бог подавая нам изобилие, даёт возможность через нас оказать помощь другим, тем, кто в этом нуждается. И, конечно же, не трубить перед собой, делая добрые дела, но как заповедал нам: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 1–4).
Хотелось бы превести слова из проповеди, которую произнес наш владыка митрополит Меркурий в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы: «Если человек трудится и собирает для себя достаточно, то совершенно естественным было бы обратить внимание на тех, у кого недостаточно, и разделить сверх меры нажитое для себя среди других людей. В этом проявляется человеческая милость, и это есть подлинное богатство. Оно состоит не в том, что человек собирает и стяжает, а в том, что он раздает. И когда человек раздает, мы знаем, святой пророк Давид говорит об этом, рука его не оскудеет. Сколько примеров из своей жизни мы можем привести в пользу этого!»
Пусть лишь Бог будет этому свидетель. Но, творя добро, приготовься к искушению, враг рода человеческого - диавол не спит. Он всякий раз старается толкнуть нас на опрометчивый поступок, дабы погубить плоды от добрых дел и уловить души наши, украсть нас у Господа. Чем действительно было занято сердце этого человека: он возрадовался урожаю своей нивы, однако вместо того, чтобы принести благодарение Богу за возможность подавать другим, чтобы и другие вместе с ним радовались и благодарили Бога, он прилагает все усилия, для того чтобы все сохранить для одного себя. Результат его работ оказался безумным, как и сами безоговорочные проекты, и тщетные намерения.
|
|
Страшным эхом, прогремел потрясающий и полный иронии приговор: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20). И думал неразумный богач, что собрал добра на многие годы, решил услаждать себя прекрасными мечтами о том, как он будет наслаждаться жизнью многие годы. Думал, что имеет много добра, которым и будет владеть наслаждаясь беззаботностью. Вместе с тем Бог вынес ему приговор к смерти: в эту ночь он должен будет расстаться с жизнью и со всем заготовленным изобилием. Всё то, в чем он видел свое счастье и на чем строил свои надежды, что питало его мечты, будет оставлено в эту ночь.
Заканчивая притчу сию, Господь предупреждает нас: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:21). Спаситель уведомляет, что чрезмерное увлечение «житейским и материальным» (именно «увлеченность»), а не естественные человеческие заботы о хлебе насущном, присуще людям мира сего, не имеющим Бога. Наша жизнь должна быть преисполнена бесстрашной надеждой и искренним человеколюбием. Есть нечто лучшее, чего и должны мы искать: богатства в вере в Бога, через которое будем богатеть добрыми делами и плодами праведности.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Лк., 66 зач., XII, 16-21.
16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
|