Ещё Спаситель рассказал притчу о талантах: человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. За время его отсутствия, слуги умножили таланты данные им, кроме одного. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. Ему не хотелось трудиться, обременять себя заботами, но имел желание предаться праздности во время отсутствия своего господина.
И вот по возвращении, владыка имения призвал рабов своих и сказал: «ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 25:29-30). Владыка сего дома изгнал нерадивого и бесполезного раба от своих глаз, раба который, не замечая того, гордо и глубоко оскорбил господина своего, называя его жестоким и корыстолюбивым. Мы, получившие от Господа жизнь не можем говорить, что не получили ни одного таланта, но надо присмотреться в себя не озираясь по сторонам, найти что получили, и без лености умножать в меру своих возможностей.
Евангельское чтение говорит нам о тех эсхатологических событиях, которые непременно настанут и исполнятся в свое время. Ведь Спаситель сказал нам: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Лк. 21:33). Все советы Божии исполнятся, и слово, которое сказал Бог, станет делом. И продолжая, Господь сказал: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей и соберутся перед Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов, И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую» (Мф. 25:32-33). Спаситель направил мысли Своих учеников на горизонт картины будущего и поэтому они не должны тревожиться волнениями и смутами мира, подстрекаемые фарисеями.
В этой беседе Иисус говорит: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:34-36). Тогда, стоящие по правую сторону, скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим или жаждущим? когда мы видели Тебя странником или нагим? когда мы видели Тебя больным или в темнице? «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).
Спаситель призывает нас к миру, к любви друг ко другу, а не к ненависти. Исполняя этот простой закон, мы истинно унаследуем Царствие Небесное, которое уготовано нам от начала мира. Спаситель скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25:41-43). Тогда и те, кто по левую сторону, скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? А ведь и многие, кто не ходит в храм, лишают себя Царствия Небесного. Спаситель хорошо это показывает в притче о брачном пире. Где хозяин дома зовёт на торжество многих разделить с ним царский пир. Но званные нашли причины и отказались от приглашения.
И сегодня многие находят причины не прийти на пир веры, не прийти к Богу. Как они думают войти в вечность? Кто их туда пустит? Ведь они становятся чужие Богу, потому что не нашли времени и желания идти навстречу. Четвертая заповедь призывает: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему». За исполнение божественного установления будем вознаграждены во сто раз больше, чем потеряли или оставили на земле. И обратив свой взор на стоящих по левую сторону, скажет им Царь в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:45-46).
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Мф., 106 зач., XXV, 31-46.
31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
46 И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.
|