Но Петр с обычной ему порывистостью, отозвав Учителя, и с сердечным заблуждением стал прекословить, подавая наставления и советы. Для Петра смерть Господа представлялась только мученичеством, которого, как ему казалось, можно было избежать. Неученый сын рыбака говорил: будь милостив к Себе, что напрасно предавать Себя на смерть, когда можно и не страдать. Но Господь во всеуслышание воспретил Петру, и сказал: «отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк., 8:33). Мы единственный раз слышим в Евангельской вести такие суровые слова. Сатана ужасное слово, которое в переводе с греческого означает «противник».
Суровым ответом Спаситель как бы говорит Петру: следуй Моей воле, не прекословь и не будь противником Моим, но следуй мне. Петром двигало непонимание того, что Господь предрекал Свои добровольные страдания во спасение многим, что один сатана не хочет, чтобы Иисус пострадал, подвергался напасти за спасение мира - поэтому Петр движимый глубоко плотским и человеческим взглядом, так отвечал Сыну Человеческому. И подозвав народ с учениками Своими, Божественный Учитель сказал им то, что сейчас услышали мы в Евангельской вести: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк., 8:34).
Эти божественные и таинственно важные слова Спасителя доподлинно указывают нам на истинно христианскую свободу, научает нас употреблять ее для совершения добрых дел. Однако главное препятствие на пути к спасению, это наши мысли. Так случилось и с Петром, который не хотел смерти своего Учителя, но поддался надменному разуму, вследствие чего оказался некоторым противником Христу. Как народ, так и ученики были еще заражены теми же ложными понятиями, которые побудили Петра к необдуманному вмешательству. Сущность всякого высшего долга, смысл всякой истинной жизни, составляющий как самое приятное служение Богу, так и самый облагораживающий пример для людей, заключается в законе самопожертвования.
Поэтому Спаситель с поучением обратился к народу: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк., 8:35-36). В тот достопамятный день Спаситель спросил: что же может дать человек за душу свою? Какие накопления принесёт как выкуп за бессмертие души? «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк., 8:38).
Вот уже настает время, говорит божественный Спаситель, и Ему надлежит претерпеть уничижение и муки за спасение рода человеческого, принести громадную жертву за всех людей, бывших и будущих. И быть умершим, вкусив позорную смерть и в третий день воскреснуть. А с Христом воскреснут верующие в Него, и человеческая жизнь уже может вливаться в жизнь Божественную и в ней сообщаться. Утешая их, в потрясении от этого неожиданного предсказания, сказал им: «истинно говорю вам есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.,9:1). И трое учеников были первыми, кто видел Богочеловека в Его грядущей славе и силе, приобщиться к которым призвано человечество. Преображение Христа показало, каким должен стать человек в будущей жизни Царства Божия, где нет мертвых, но все живы.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Мк., 37 зач., VIII, 34 - IX, 1.
34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?
38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
ГЛАВА 9.
1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
|