Неделя 5-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать

IMG 20210725 084047

25 июля 2021 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 8:28-34; 9-1).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Крылатая фраза, актуальная во все эпохи человеческого бытия, была сказана Спасителем Своим ученикам, а в их лице всем нам: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62). Достопамятными словами Иисус назидает Своих учеников и последователей, что если вы пошли за Мной, то не возвращайтесь к суете мира и окончательно решите со всем тем, что мешает делу спасения. Учением Христовым предлагается слушателям возделывать землю своего сердца добрыми помышлениями и молитвенными желаниями, чтобы эта вспаханная почва приносила плоды добрых дел и духовных питательных сил для жизни вечной.

Его, уже садившегося в рыбацкую лодку, остановил один из учеников и по благочестию своему, сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал удивительные и может быть чрезмерно суровые слова: «иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8:22). Конечно Иисус не запрещал воздавать почтение родителям, но показал, что ничто не должно быть для нас выше небесного. Исходя из этой беседы, можно предположить, что отец этого человека не был человеком просвещённым светом Божественной истины. И умер, к сожалению не просвещенным. После же вошел Христос в лодку, за Ним последовали ученики Его.

Уставший от знойного дня и людского внимания Спаситель повалился на корме этого судна и уснул сном уставшего человека. Лодка держала курс с одного берега Генисаретского озера на другой, однако путешествие оказалось весьма сложным. Наступила ночь и сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, весьма испугались, как и многие из нас оказавшись в такой ситуации. Отчего же происходит испуг? Оттого, что люди не доверяют Богу. Не надеются на Бога, а впускают  в свою голову праздные и панические мысли. И вот, испуганные и устрашенные, буйством стихии, апостолы подошли к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.

Спаситель пробудившись, сказал им: что вы так боязливы, маловерные? Этими сердечными и укорительными словами он укрощает волнение душ их. «Встав на корму корабля, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» (Мф. 8:26). Бывшие в корабле удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему? Но они, своими глазами, видели лишь Человека стоявшего на корме корабля. Однако поступки Этого Человека открывали им, что это Бог. Только Богу могут повиноваться стихии и только Ему. По тихой глади ночного озера, в которой отражалось мерцания ярких звёзд, деревянная лодка спокойно скользила к месту своего предназначения.

8d77e1af45b760c6b7ed406fa78c1675 foto otchitka besnovatix  - interesnie fakti 20190701 2098646540 oiyhp1246

И когда Он прибыл на другой берег, в страну Гергесинскую, Его встретили два грязных бесноватых, бывшие ужасом той страны. Увидев Спасителя, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Что же кроется в их словах? А то, что Господь позволял в самую малость бесам искушать род человеческий. Ибо через это многие приходят к вере в Бога. Через искушения, страдания, через болезни Господь стучится в наши сердца. Ведь если бы всё было гладко и идеально, то мы не вспомнили бы о Боге. Жили бы себе в удовольствие, покрываясь беспечностью и праздностью, тем самым все дальше и дальше удаляясь от Источника Жизни.

Бесы, сами того не ожидая, искушая нас, напоминают нам о существовании истинного Бога. В этой ситуации, на берегу Генисаретского озера, в утреннем рассвете, в громогласном голосе ученики получили ответ на свой животрепещущий вопрос: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?  Эти двое свирепых, бесноватых взывали к Иисусу, Сыну Божиему: «если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: «идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо бросилось с крутизны в море и погибло в воде» (Мф. 8:32). Спаситель попускает бесам войти в свиней, однако, для того, чтобы уцеломудрить верных. И со всей бесовской силой они помрачают скудный разум животных.

Взбесившееся около 2000 голов, объятые диким испугом, яростно бросаются с крутизны в море и погибают в водной бездне. Пастухам ничего не оставалось делать, как бежать в город и рассказать обо всем, и о том, что было с бесноватыми. К стыду своему должны сказать: мы не лучше жителей той страны. О какой жизни нам больше всего заботиться? О какой думать и к какой стремиться, как не о небесной и к небесной! Но, увы, у нас по большей части бывает и наоборот. А Господь непрестанной любовью испытывает нашу веру. Посылая нам скорби и лишения, учит нас той тайне и пути глубокого покаяния, которая была открыта преподобному Арефе киево-печерскому, после того как воры украли его сокровища.

Бесовское лукавство состояло ещё и в том, что бесы убеждали жителей той местности в том, что умирая, люди погребённые в пещерах превращались в демонов, как эти двое несчастных бесноватых человека, бывшие обитатели могильных пещер. В наше время часто происходит подобное, когда посредством безумных кинофильмов нам показывают возможность возвращения погребённых людей, которые воскресают и ходят, нападая на живых. Ведь доверяя таким фильмам, мы отрицаем существование Бога. В пользу веры в действительность бесовского (одержания) можно сказать больше, чем допускается естественными науками настоящего времени.

Если человек жил с Богом при жизни, то он в руках Божиих и останется. А тот, кто не обрёл веру и Бога при жизни на земле, будет отведён Ангелами в другое место. Этот момент хорошо показан в притче о богаче и Лазаре, в которой богач оказался в гиене огненной, а Лазарь на лоне Авраама. Пастухи же, взбудоражили народ страны Гергесинской, и всего населения десятиградия: гадаряне и герасинцы вышли навстречу. Сбежались посмотреть на необычайного чужеземца, посетившего их берега и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Этим жестоким поступком они решительно отвергли возможность своего обновления. Сами дела жизни осуждали их, они тянулись к наживе и алчности, не желая припасть к Источнику Жизни.

Спаситель ни одним словом не обличил их, хотя прибыл в землю десятиградия проповедовать сидящим во тьме и сени смертной глаголы жизни. Однако с грустью но не во гневе Он повернулся сразу и оставил их. Из Евангельской вести мы знаем о женщине самарянке, которая не сразу увидела в Иисусе, - Христа! Который говорил ей: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13-14). Женщина тогда не сразу уразумела, Кто перед ней? И ученики Его, находящиеся в лодке, не понимали и говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

Между тем Спаситель повернулся  к лодке, а бывший бесноватый, спасенный бедняк просил Его: Учитель возьми меня с собой. Но Иисус сказал ему: возвратись в дом и расскажи жителям той местности, что сотворил тебе Бог. Дело милосердия было совершено, грешник был спасен, впрочем, не захотев принять Меня, пусть слушают тебя, того, кто был страхом и ужасом их страны. Теперь здравомыслящий свидетель правды Божией открыто свидетельствует им о милосердии Божием. Тем, кто отверг Божие присутствие в их собственной жизни, снова появляется последний благоприятный случай услышать первого благовестника, неся в собственной личности подтверждение своих слов: «он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лк. 8:39).

Аминь. 

iscelenie-gadarinskogo-besnovatogo-2

Евангельское Чтение

Лит. -  Мф., 28 зач., VIII, 28 - IX, 1.

28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов*, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней.

31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.

32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.

33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.

34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

          * Из пещер, где погребали.

ГЛАВА 9.

1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.