Неделя 11-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать

IMG 20210905 083924

5 сентября 2021 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 18:23-35).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

В то достопамятное время, Иисус, в добром расположении духа, прибывал с учениками Своими и призывал всех слушающих Его, находится в мире между собой. В мире и согласии, поскольку вражда между людьми не угодна Богу. Мы часто слышим ропот людей, которые говорят о том, что куда смотрит Бог во время нестроений и войн, катаклизмов и смертельных болезней, несправедливости мира сего. Однако, главной из причин выше перечисленных страданий является наша греховность. С тех пор как грех вошел в мир через человека, разрушился весь порядок и потеряны начала и концы всего. Иисус Христос много раз показывал Свою ничем не ограниченную власть над природой и стихиями, но ни разу не употребил её для наказания людей за их грехи.

Сегодняшнее Евангельское слово о всепрощении друг друга весьма значительно и актуально в наше с вами время. Поэтому очень важен для нас призыв Спасителя к молитве друг за друга. Но не всегда сердце человеческое слышит наставления Господа и Бога своего. Происходящее среди людей беззаконие противно Творцу, ведь Он не создавал ничего вредящего человеку.  Страдания чуждо Божиему замыслу в отношении человека и других Его творений в природе. В характеристике и итоге всего того, что создал Бог, подчеркивается книгой Бытия в каждом этапе Его творения: «И Бог увидел, что это хорошо» (Быт. 1:4,8,10,12,18,21,25). Все созданное Богом, хорошо весьма: «И был вечер, и было утро: день шестой» (Быт. 1:31).

BjyBwCyIUEU 65799656 maxre45sdefault
Во время этой достопамятной и знаменательной беседы с окружавшими Его людьми, пламенный Петр сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус посмотрел на порыв его сердца и ответил ему так: «не говорю тебе до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:22). Здесь Спаситель призывает не вести счёт грехам ближнего, но прощать и жить со всеми в мире и согласии. Призывая нас прощать до семидесяти семи раз, Христос показывает, что нет предела или границы для прощения и милосердия. И чтобы коснуться сердец слушающих Его говорит о бесконечном милосердии кающихся людей и излагает нравственное правило через эту притчу…

Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с должниками своими. И призвал слуг, приказал им и приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов. Вероятно то, что этим человеком был высокопоставленный министр, так как сумма долга на наши современные деньги могла составить более 12 миллионов рублей. Приведенный человек не имел, чем заплатить, но самоуверенным образом просил у царя отсрочки, обещав со временем вернуть всё. Государь удивился такой непристойности и приказал продать должника, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и тем самым возместить весь долг.

8755895656220202

Когда человек услышал приговор, тогда сердце его затрепетало, ноги едва удерживали его стан и он пав на колени пред царем, слёзно просил оставить его на свободе. Государь! Молю тебя, прояви милосердие и потерпи на мне, и всё тебе заплачу, - говорил должник. Царь вправе требовать отчета в долгах наших. Но Божия справедливость – выше справедливости человеческой и потому должнику удается упросить и получить не только отсрочку в платеже, но даже списание всего огромного долга: «Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему» (Мф. 18:27). Главным основанием для прощения было милосердие царя.

Из наставления этой евангельской притчи мы понимаем, что Господь милостиво прощает грехи - долги тем, кто горячо в молитве просит Его об этом. Обычно так случается, когда жизненные перипетии и скорби окружают человека и тогда в его сердце вспыхивает пламя искренней и горячей молитвы. Этот огонь молитвы хорошо передал царь и пророк Давид в своём вопле ко Господу: «Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый» (Пс. 142:1-2). И по нашим искренне сердечным молитвам Бог, как любящий Отец милосердно готов в ту же секунду дать нам полное отпущение грехов.

В отличном настроении слуга государя покинул царские палаты. И выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и немедленно схватив его за горло, стал душить и говорил: «отдай мне, что должен» (Мф. 18:28). Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел слушать его мольбу. Не желая отсрочить уплаты ничтожного долга, приказал слугам своим посадить его в темницу, пока не отдаст всю сумму. Товарищи его, бывшие там, увидели пострадавшего от неблагодарного раба, очень огорчились и, придя к государю, рассказали всё происшедшее.

Тогда государь призывает его и говорит: друг! весь огромный долг тот я простил тебе, потому что ты слёзно упросил меня и тронул сердце моё; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? Но слуга молчал и на слова государя своего ему нечем отвечать. И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Даже ребенок мог легко понять нравоучительный смысл этой притчи и поэтому обратив взор Свой на учеников и на народ слушающий Его, Спаситель произнёс: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:35).

Аминь.

DeL3IMMXkAA5riE.jpg large

Евангельское Чтение

Лит. -  Мф., 77 зач., XVIII, 23-35.

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов*;

25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;

26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен.

29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя?

34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35 Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.