Вследствие чего, первосвященники и старейшины по собственному сознанию отвечали: мы не знаем. И чтобы покончить эту сцену о власти, Спаситель просто сказал им: «и Я вам не скажу, какою властью это делаю» (Мф. 21:27). Иисус не настаивал на их окончательном поражении, хотя знал что форма их ответа в действительности вводила их в смущение и стыд. Моисеев закон, который будто «огненной стеной» защищал евреев от влияния язычников, предохраняя от уклонений от жизненной нормы, исполнялся в полной мере. Однако обряды совершались формально, а сердца их давно уже очерствели, и поэтому Спасителю не составляло труда видеть их внутреннее средоточие. Учение Спасителя не вмещалось в их внутренний мир, а живая вера покинула их души вместе с горячей молитвой Богообщения.
И чтобы пробудить их дух Он выразительно произнёс замечательную притчу, которую сегодня мы только что услышали. В ней Иисус уподобляет Царство Небесное винограднику, хозяин которого свою собственность передал в работу виноградарям: «был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню» (Мф. 21:33). Другими словами заботливый хозяин создал самые благоприятные условия для выращивания и обработки винограда. Однако дела требовали его присутствия в другом месте, и, заключив договор, передав делателям, он поспешно удалился. Действительно, избранному народу дано было Богом все для успешного развития.
Словами вышесказанной притчи Иисус напоминает законоучителям, что Господь, благоустроив все в ветхозаветной Церкви, поручил руководство религиозной и нравственной жизни народа религиозным вождям, которые должны были давать содержание жизни в духе Закона Божия. Сам Бог был Вождём народа по выходе из Египта, являя им множество чудес и знамений. Затем верховная власть над народом передана избранному духовному вождю Моисею с тем, чтобы он вел народ в землю обетованную, обещанную Богом Аврааму, Исааку и Иакову и потомкам его. По всей видимости, виноградарям было хорошо в винограднике трудиться, настолько хорошо, что они стали это место считать своим собственным.
Возвращаясь к притчи, Иисус продолжал: «когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями» (Мф. 21:34). Плоды, какие хозяин ожидал получить от своих работников, суть духовное возрастание народа и его богопознание. Напомню, что народ, выйдя из египетского плена, был полон пережитков язычества, и обязанностью священников было воспитать его в духе Закона. В достопамятной притче Господь напоминает законоучителям о жестоких событиях, которые происходили в Иудее в известное Ветхозаветное время по отношению к вестникам Божиим.
Моисеев закон приписывал, к примеру, женщину, взятую в прелюбодеянии побивать камнями. Так, например, пророки Иеремия и Захария были избиты камнями, многие другие были замучены, испытывали поругания и побои. Стефан, первый христианский мученик, происходивший из диаспоры евреев был привлечён к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме и в Новом Завете он именуется, как Стефан Первомученик. В своей проповеди он обличил иудеев за то, что они распяли Христа, Господа Своего. Одним словом, слуг Божиих с озлоблением жестоко избивали только за то, что они напоминали наставникам народа об их священническом долге перед Богом.
Когда хозяин виноградника узнал, что сделали с его слугами, то снова послал слуг, больше прежнего; однако и с этими вестниками поступили так же. Под словом слуги - имеются в виду пророки, а затем и те, кто был после них. Ветхозаветные праведники по внушению Духа Святого, возвещали волю Божию народу, учили людей истинной вере, предсказывали грядущие события, ревностно обличали идолопоклонство. Но истинная правда колола глаза, и все они оказывались весьма не угодны народоводителям. Крестителя Господня Иоанна, почитаемого в среде народа израильского, усекнули мечём, обезглавили за то, что он обличал Ирода Антипу тетрарха. Но обличения Божия пророка были направлены только для вразумления и спасения души Ирода.
Хозяин виноградника, - говорит Господь, посылает к ним сына своего и вот как говорит об этом евангелист и апостол Матфей: «Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили» (Мф. 21:37-39). И внимательно взглянув на собеседников, Спаситель спросил: «Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» (Мф.21:40). Не подозревая свою сопричастность к притчи, со всей серьезностью слушавшие Его законоучители заявили: «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21:41).
Своими собственными устами первосвященники, вожди и учители признавались, что справедливость Божия требует отнять у них их преимущества и передать Церковь Христову язычникам - мытарям и грешникам, которые покаявшись, уверовали в Иисуса Христа, Единородного Сына Божия. Чтобы показать им, что само писание пророчественно обличает их, Иисус произнес часть 117 псалма, говоря, неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Мф. 13:42). Камень все же лег в основу угла и соединил в Новозаветной церкви две стены: верующих из иудеев и из язычников для созидания все спасающей Церкви Христовой.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Мф., 87 зач., XXI, 33-42.
33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
|