Неделя 13-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать

IMG 20210919 083834

19 сентября 2021 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 21:33-42).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

В то, достопамятное время Иисус пришел в храм и учил народ. К Нему приступили первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? Иисус сказал им в ответ: «спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человек? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человек,- боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка» (Мф. 21:24-26). Этот живой вопрос ставил их в тупик, и любой ответ подвергал их ученый авторитет в унизительное для них положение.

Вследствие чего, первосвященники и старейшины по собственному сознанию отвечали: мы не знаем. И чтобы покончить эту сцену о власти, Спаситель просто сказал им: «и Я вам не скажу, какою властью это делаю» (Мф. 21:27). Иисус не настаивал на их окончательном поражении, хотя знал что форма их ответа в действительности вводила их в смущение и стыд. Моисеев закон, который будто  «огненной стеной» защищал евреев от влияния язычников, предохраняя от уклонений от жизненной нормы, исполнялся в полной мере. Однако обряды совершались формально,  а сердца их давно уже очерствели, и поэтому Спасителю не составляло труда видеть их внутреннее средоточие. Учение Спасителя не вмещалось в их внутренний мир, а живая вера покинула их души вместе с горячей молитвой Богообщения.

knizhn77iki -tmpPAlJcH0 sc784ale 1200

И чтобы пробудить их дух Он выразительно произнёс замечательную притчу, которую сегодня мы только что услышали. В ней Иисус уподобляет Царство Небесное винограднику, хозяин которого свою собственность передал в работу виноградарям: «был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню» (Мф. 21:33). Другими словами заботливый хозяин создал самые благоприятные условия для выращивания и обработки винограда. Однако дела требовали его присутствия в другом месте, и, заключив договор, передав делателям, он поспешно удалился. Действительно, избранному народу дано было Богом все для успешного развития.

Словами вышесказанной притчи Иисус напоминает законоучителям, что Господь, благоустроив все в ветхозаветной Церкви, поручил руководство религиозной и нравственной жизни народа религиозным вождям, которые должны были давать содержание жизни в духе Закона Божия. Сам Бог был Вождём народа по выходе из Египта, являя им множество чудес и знамений. Затем верховная власть над народом передана избранному духовному вождю Моисею с тем, чтобы он вел народ в землю обетованную, обещанную Богом Аврааму, Исааку и Иакову и потомкам его. По всей видимости, виноградарям было хорошо в винограднике трудиться, настолько хорошо, что они стали это место считать своим собственным.

Возвращаясь к притчи, Иисус продолжал: «когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями» (Мф. 21:34). Плоды, какие хозяин ожидал получить от своих работников, суть духовное возрастание народа и его богопознание. Напомню, что народ, выйдя из египетского плена, был полон пережитков язычества, и обязанностью священников было воспитать его в духе Закона. В достопамятной притче Господь напоминает законоучителям о жестоких событиях, которые происходили в Иудее в известное Ветхозаветное время по отношению к вестникам Божиим.

Моисеев закон приписывал, к примеру, женщину, взятую в прелюбодеянии побивать камнями. Так, например, пророки Иеремия и Захария были избиты камнями, многие другие были замучены, испытывали поругания и побои. Стефан, первый христианский мученик, происходивший из диаспоры евреев был привлечён к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме и в Новом Завете он именуется, как Стефан Первомученик. В своей проповеди он обличил иудеев за то, что они распяли Христа, Господа Своего. Одним словом, слуг Божиих с озлоблением жестоко избивали только за то, что они напоминали наставникам народа об их священническом долге перед Богом.

Когда хозяин виноградника узнал, что сделали с его слугами, то снова послал слуг, больше прежнего; однако и с этими вестниками поступили так же. Под словом слуги - имеются в виду пророки, а затем и те, кто был после них. Ветхозаветные праведники по внушению Духа Святого, возвещали волю Божию народу, учили людей истинной вере, предсказывали грядущие события, ревностно обличали идолопоклонство. Но истинная правда колола глаза, и все они оказывались весьма не угодны народоводителям. Крестителя Господня Иоанна, почитаемого в среде народа израильского, усекнули мечём, обезглавили за то, что он обличал Ирода Антипу тетрарха. Но обличения Божия пророка были направлены только для вразумления и спасения души Ирода.

Хозяин виноградника, - говорит Господь, посылает к ним сына своего и вот как говорит об этом евангелист и апостол Матфей: «Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили» (Мф. 21:37-39). И внимательно взглянув на собеседников, Спаситель спросил: «Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» (Мф.21:40). Не подозревая свою сопричастность к притчи, со всей серьезностью слушавшие Его законоучители  заявили: «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои» (Мф. 21:41).

Своими собственными устами первосвященники, вожди и учители признавались, что справедливость Божия требует отнять у них их преимущества и передать Церковь Христову язычникам - мытарям и грешникам, которые покаявшись, уверовали в Иисуса Христа, Единородного Сына Божия. Чтобы показать им, что само писание пророчественно обличает их, Иисус произнес часть 117 псалма, говоря, неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Мф. 13:42). Камень все же лег в основу угла и соединил в Новозаветной церкви две стены: верующих из иудеев и из язычников для созидания все спасающей Церкви Христовой.

Аминь.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

6562234

Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 87 зач., XXI, 33-42.

33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;

35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?