Неделя 16-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать

IMG 20211010 080816

10 октября 2021 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Лк. 5:1-11).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Когда Иисус находился в небольшом селении под названием Капернаум, посетил убогий дом Симона рыбака; тёща Симонова лежала больная в горячке. У неё был сильный жар, как бы сейчас сказали температура под 40 градусов, и она не могла встать, потому что всё тело её горело. Однако где находится Спаситель не может быть ничего нечистого или болезненного, «ибо на Себя взял немощи наша и болезни наши на Себе понёс» (Ис. 53:4). Такое действие происходит с нами при принятии Святых Таин Христовых, так как Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Kровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56). И в этом действенном Таинстве мы всякий раз совоскресаем, и веруем, что и жить будем со Христом.

В тот достопамятный день Иисус в доме Симона-Петра подошел к постели его тещи: «взял её за руку и горячка оставила ее. Она тотчас встала и служила им» (Лк. 4:39). Болезнь незамедлительно оставила её, и почувствовав себя настолько здоровой, что безотлагательно принялась готовить трапезу божественному Гостю. Об этом чудесном исцелении узнал народ и, когда заходило солнце, принесли и привели больных и немощных к дверям убогого жилища рыбака. Христос исцелил страдавших различными недугами и изгнал многих бесов: Выходили бесы из многих с криком и говорили: «Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос» (Лк. 4:41).

Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них. Но Он сказал им: «и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» (Лк. 4:43). И на берегу Генисаретского озера народ слушал Его, толпа множилась от вновь прибывающих людей и все хотели слышать слово Божие. Как говорит нам сегодняшнее Евангелие, Его учению было для них как рассвет и утро в сравнении с Ветхим Заветом. В это время по близости от берега находились две лодки, а внутри их, очищали сети Симон с братом Андреем и сотоварищи Иаков и Иоанн вымывали сети, так как трудились всю ночь.

iisus-hristos-istselyaet-tyoschu-simona-petra Jason Jenicke-Sermon on the Mount s45cale 1200

Окружённый со всех сторон Иисус оказался у кромки воды Генисаретского озера, тогда Спаситель вошел в одну из лодок, которая была Симонова. Далее, просит немного отплыть от берега и, сев там, как на водной кафедре, учил народ из лодки. Время неумолимо шло и когда солнце оказалось в зените, Он закончил божественную речь. Затем сказал Петру: «отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова» (Лк. 5:4). Пётр весьма удивился этому призыву, так как время было по полудню и крайне не благоприятное для ловли. Даже не рыбак знает, что потребно ловить рыбу лучше ночью или ранним утром. Тем более, что они с товарищами всю ночь проштудировали сетями всё озеро и ничего не поймали.

Однако вспомнив, как на его глазах прикосновением руки Иисус исцелил тёщу и многих страдальцев, и доверяя Ему, сказал в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Отойдя на глубину, тотчас закинули сети, и поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. Пришлось даже дать знак товарищам, находившимся в другой лодке, чтобы пришли на помощь им. Видимо клевреты с берега наблюдали, ожидая, чем закончится дневной улов Петра, понимая, что в это время дня, возможно, поймать лишь коряги со дна озера. И придя на помощь, наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть и с большими усилиями подошли к берегу.

Это великое и наглядное чудо показывало, что Иисусу повинуется не только видимый мир, но даже мир невидимый, в данном случае водная стихия и мир подводный повиновались Сыну Человеческому. Объятые священным ужасом все оставались в немом изумлении от необычайного улова, и только Петр, подчиняясь порывам своего сердца более, чем рассудка, не мог удержать своих пламенных чувств. Он, припав к коленям Иисуса, сказал: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5:8). Конечно, Пётр не был грешнее других или грешнее нас с вами, но сердце его взволновалось, и чувство его недостоинства было так велико, что он повинился перед Спасителем.

Спаситель улыбнулся доброму ученику Своему, так  же, как всем Своим чадам улыбается с высоты небесной. Бог всецело проявляет свою любовь к человеку, лишь ожидает одного: «человек не отрекайся от Христа». Подлинное величие человека не в том, что его объединяет с тварью, а в том, что его роднит с Богом. Как сказано в Библии, подлинное величие, слава и честь человека состоят в том, что он создан по образу и подобию Божию. Бог по природе сама Благость. Он создаёт человека «не по иному какому побуждению, а только потому, что благ. Совершенство благости проявляется в нём тем, что Он вызывает человека из небытия к бытию и в изобилии сообщает ему всякое благо» (Догм. богос).

Праведный Ной – десятый из последних допотопных патриархов на протяжении нескольких десятков лет проповедовал: покайтесь, ибо наказание Божие грядёт на нас. И это была любовь Божия явленная через Ноя. И по слову Господню Ной строил ковчег 120 лет, но народ смеялся и не верил праведнику Божию. Так и сегодня Церковь призывает всех нас любить Бога. Бог абсолютное совершенство и не нуждается ни в чём. Но от обилия Своей Божественной благодати делится с человеком и приводит его к реальному бытию. На протяжении всей человеческой жизни Господь Сам служит примером спасения Своему творению и ожидает лишь одного - веры в Него, потому что человек – личность и в силу этого соединяет в себе всё: мир видимый и невидимый.

Нам же надлежит жить с этой верой и готовится к встречи с Творцом Вселенной. Разве мы забыли, час перехода в вечное бытие ожидает каждого из нас? Из сотворённого уже вещества взяв тело, а от Себя вложил жизнь (душу). Земная жизнь это школа и труд, который мы соделываем при соблюдении Божественных заповедей. Таким образом «Бог знает помышления каждого» (Пс. 138:2), даже «вздохи» (Пс. 77:11), «подаёт потребное всем прежде, чем у Него попросят о том» (Мф. 6:32) и приклоняет ухо Свое к молитве просящего, исполняя просимое, если только оно проистекает из искренней и живой веры.

Екклисиаст, Соломон, третий царь Иерусалима, сын царя и пророка Давида об этом говорит так: «суета сует, – всё суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. Все вещи – в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9).

Библейский отрывок напоминает нам, что земная жизнь школа и всё под солнцем временно для нас и называется - суета. Материальная составляющая в нашей жизни конечно-же необходима, но служит на потребу и не более того. Диван для того чтобы разложить свои косточки, после трудового дня. Чайник, какой бы он не был современный, лишь для того чтобы нагреть воду. Однако во главу угла нашей жизни должен стоять Господь Бог, так как именно Он есть дыхание жизни нашей. В. Лосский пишет, что человек по своей природе связан со всем миром, и апостол Павел свидетельствует: «всё творение Божие с надеждой ожидает будущей славы, которая должна открыться в сынах Божиих» (Рим. 8:22).

И сказал Иисус Симону: «не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лк. 5:10). Этими словами Господь предлагает Петру стать ловцом человеков для их же спасения. Символическое действие указывало Симону на будущий успех, какой он будет иметь когда начнёт обращать своей Евангельской проповедью массы людей ко Христу. Однако, один апостол не может вытащить сеть с уловом рыбы, поэтому приглашает соучастников своих, и влекут сети все вместе. Это суть, пастыри и учители Церкви Христовой всех времён. И, вытащив обе лодки на берег, оставили свои сети и последовали за Христом.

Аминь.

hmkusPwN870

 

Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 17 зач., V, 1-11 .

1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,

2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

3 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.

5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;

10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.