Неделя 19-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать

IMG 20211031 083730

31 октября 2021 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Лк. 8:5-15).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

В то, достопамятное время Иисус, проходил по городам и селениям, проповедуя в Галилеи, и видел множество народа из разных городов, идущего к Нему. И не было среди этих людей одинаковых к восприятию учения, как собственно и между нами. У каждого человека есть свои привычки, желания, наклонности и страсти. И по этому насколько разным может быть само восприятие к благовестию. Люди обладают индивидуальностью, неповторимостью, уникальностью, особенностью свойств отличающих одного от другого. А в индивидуальности лежит свободная воля, ибо Бог создал человека по образу и подобию Своему. Образ и подобие Бога прослеживается в том, что человек имеет разум и свободу выбора.

Вполне понятно, что в этой толпе были люди, представлявшие все четыре вида восприятия Иисусова учения, и насколько разной была их реакция на живое слово Христа. Вследствие этого люди духовной жизни в состоянии постигать смысл притчи, а недуховные воспринимают лишь её сюжетную сторону:  «Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный» (Лк. 8:5-8). Сказав сие, Спаситель возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

img32674 upl 1612229723 597175 742u1 oj-pioj-p0

Необычайно важные истины, которые провозгласил Иисус в притче не смогли показать ученикам её полного значения и потому они спросили: что бы значила притчасия? Он сказал: «вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют» (Лк. 8:10). Вот что значит притча сия: сеятель есть Сын Божий, а семя есть слово Божие. Мы должны помнить, что каждое человеческое сердце на этой земле услышит Божие слово. Но принять или не отвергнуть Божественное учение зависит от свободной воли. Ведь многие легкомысленные люди, услышав Божий призыв, пропускают его мимо своих ушей, и слово Божие не приносит и не принесёт им лично доброго плода.

Однако, Спаситель понятным для слушающего уха увещеванием говорит: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24-14) По слову Господа, лишь тогда придёт Он судить мир, когда во всем мире будет проповедано Евангелие, чтобы никто не мог считать себя заслуживающим снисхождения по неведению. И никто из нас не сможет сказать, что не знали о Боге, что нам не говорили. Ведь слово Божие обойдёт мир, а мы слышим и слушаем его. И до нас и после нас будет проповедано слово Божие, потому что оно приводит жизнь человека в святость и в неподдельную преданность этому божественному учению.

Только тот не спасется, кто отвергает и не желает слышать слово Божие, не желает исправляться и возрастать по Евангелию. Продолжая истолковывать притчу, Иисус говорил: семя упавшее при пути, в неглубокую и не вспаханную землю это суть те, кто по жестокосердию своему без внимания слушает Живое слово. Потом приходит диавол, (птицы поднебесные выклёвывают) и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись. А упавшее семя на камень, те кто слышит слово, с радостью принимают, но, не имея корня временем веруют, а во время искушения отпадают, потому что веровали более простым разумом но не сердцем. И по немощи человеческой оказались бессильными перед искушениями.

Семя, упавшее в тернистую почву слабо и чахло взошло, однако плевелы заглушили рост семенных всходов. Это суть те, кто слушает слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят никакого плода. Мирская суета с наслаждениями, попечение о материальном благе с излишней негой не поддается таким людям возрастать в Боге и достигать духовной зрелости. Даже встать рано утром с тем, что бы отправится не на базар, а поспешить в Церковь на богослужение это не малый, но спасительный труд. Многие ходили за Христом, потому что Он исцелял чудесным образом и питал их хлебами, но не все принимали это учение и не многие становились Его учениками и последователями.

Богатый юноша преклонил колени перед Иисусом, и воспользовавшись таким счастливым случаем, мирно произнес: «Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк. 10:17). Иисус напомнил ему о соблюдении заповедей. Отвечал Ему Юноша: Учитель! Все это я сохранил от юности моей.  Душа его жаждала чего-то геройского и великого, и он стремился к совершенству. Видя это, Спаситель сказал юноше, одного тебе недостает: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Юноша смутился от сего услышанного слова, отошел с печалью в сердце, потому что имел большое состояние. Этого было для него слишком много, и он оказался не готов освободиться от печальной роскоши и своего материального положения. Не захотел богатеть в Бога, а решил оставить всё как есть, хоть и с великой печалью.

uoih0iuh0iuhu

Давид, второй царь Израиля и пророк Божий писал: «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет». И вот это время отпущено нам для того что бы научится любить Бога, всецело доверять Ему как Отцу Небесному и во всём благодарным быть Ему. Наша наука, это день за днём умосозерцательно соделывать своё спасение, взращивая семя – Великий Свет слова Божия в своём маленьком сердце. Бог поставил человека царём над всей тварью, для того что бы человек приводил всё в этом мире в гармонию между человеком и Богом. Человек представляет собой малый мир и в нём соединяются все сферы тварной Вселенной, - пишет Иоанн Дамаскин. Но увы, так бывает не всегда и не со всеми. Разрушая закон гармонии (земного и небесного) не направляясь к благим целям человек поддаётся негативу и зло может преобладать им.

Заканчивая истолковывать Свою вдохновляющую притчу, которая столь ясная для нас и так трудна для простых слушателей, Он поучал ей лишь с той целью, чтобы количество пользы каждого, зависело главным образом от собственной преданности этому учению. Единственно истинный плод доброго учения есть святость жизни, но духовному возрастанию могут препятствовать многие и различные опасности. И после должного объяснения и для будущей благодетельной деятельности благовестия миру, Спаситель отеческим взглядом обвёл присутствующих и назидательно провозгласил: «кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8:15).

Аминь.

0495-full-frontal-horsehung-young-stud 

Евангельское Чтение

Лит. -  Лк., 35 зач., VIII, 5-15.

5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;

6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;

7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;

8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;

12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;

13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;

14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;

15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!