Быть может, его злобная изобретательность никогда ранее не выдумывала столь духовного вопроса, в отношении будущности собственного бытия и только поэтому Христос переадресовал его к Закону — первоисточнику, который законник должен был знать лучше, чем кто-либо другой. При этом Он, сказал ему: «в законе что написано? как читаешь?» (Лк. 10:26). Законник в ответ отвечал так: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Спаситель, улыбнувшись, ответил: «правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (Лк. 10:28).Преподобный Исаак Сирин замечает, Бог действует различным образом при создании мира: «ангельского, вещественного и человека» (Догм. богословие). Видим, что человек имеет общее со всеми ими, но также владеет и имеет нечто преимущественное. Например, волосы и ногти, но они совершенно бесчувственны, как камень. Имеет общее с растительным миром, потому что растёт, питается и рождает подобное себе. Обладает общим с бессловесными животными, потому что владеет чувствами, гневается и похотствует. В человеке соединяются все сферы тварной Вселенной, и он возвышается над всем этим через Образ Божий, который имеет в себе самом.Однако простой и легкодоступный для каждого слушателя ответ не удовлетворил законника, который искушая Его, спросил: «а кто мой ближний?» (Лк.10:29). В первом вопросе законник ожидал услышать какие-то определённые критерии, которые бы указывали кто друг, а кто враг. Но по-настоящему познать учение Христа можно только тогда, когда Его слова становятся для нас правилом и нормой жизни. Однако предмет его намерения составлялся в том, чтобы уловить Спасителя в определении ближнего для каждого набожного иудея. Если посмотреть учением библии, то мы увидим в каждом человеке высшее, совершеннейшее из всех творений - творение Божие.
Поскольку Бог, Творец и во всех видит одно Своё создание, то определяет ближнего не делами и достоинствами, а природой. По этому определению все имеющие одну и ту же природу - суть ближние свои. Библия подчёркивает центральное положение человека во Вселенной, и он объединяет в себе духовный и вещественный миры. Тело составлено из земли, а душа принадлежит иному миру – духовному. Образ Божий в человеке указывает на способность ума и свободы действия, которое направляет его к добродетели настолько, насколько это возможно. Григорий Богослов говорит: «Душа человека – бессмертная струя дыхания Божества» и достижение богоподобия – есть цель всей человеческой жизни.
Мы призваны отвечать любовью на любовь Творца, к чему собственно и призывает нас Закон. Что бы потушить неблагородные намерения и открыть сердечные очи законнику, донести до глубины его души истинный смысл сказанного, Спаситель произнёс: «некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился» (Лк. 10:30-33).
Как мы помним, Самаряне были тем народом, который относился к истинному Богу как одному из многих богов и смешивал в своей национальности язычество и веру своих отцов, уклонились в заблуждение, и по сути дела оставались язычниками. И как говорит нам Евангелие: «иудеи с самарянами не сообщаются» (Ин 4:9). Сегодня, на современном языке их бы называли сектантами или раскольниками. И вот этот самый Самарянин, проходя, увидел на своём пути почти безжизненное и обнажённое тело человека. Подойдя к этому страдальцу, он обеззаразил и перевязал кровоточащие его раны, при этом возлил на них масло и вино; затем посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем.
Самарянин не был ему родственником, не был близким или дальним, и другом ни являлся. Но мало того, что он обработал раны и перевязал несчастного, но даже не пожалел на него своих серебряных монет, когда на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк. 10:35). Раскрывая смысл притчи Спасителя, Василий Великий толкует её следующим образом – Иерусалим — это небесный порядок жизни и мудрость, Иерихон же — мир наш. Этот достопамятный город находится в оазисе самой пустыни и протяжённость пути по раскалённой, песчаной и опасной пыльной дороге составляет немногим тридцати километров пешего пути.
Евангельский человек шёл в город, где совсем другие порядки, а смысл перемещения состоял в том, что нужно пройти через эти скорби и тяжести, сохраняя в себе богоподобие, и при этом выказывая любовь к своему Творцу и Господу. А две монеты, как говорят святые отцы, это два Завета – Ветхий и Новый. Они имели особую значимость, так как, находясь под гербом одного правителя, как и оба Завета под неизреченной печатью Господа Бога, имели на себе изображение одного Царя. Закончив притчу, Спаситель задаёт законнику назревший вопрос: «кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк. 10:36).
Чувствуя, что не как не может включить в ближних ни самарян, ни язычников и сам подпитываясь долголетней враждой, которая тянулась столетиями, законник не имел мужественной откровенности называть Самарянина - ближним, употребил жалкий перифраз: «оказавший ему милость» (Лк. 10:37). Но и Спаситель не стал заострять внимание на высказанной точке зрения законника, а сказал ему всего несколько спасительных слов: «иди, и ты поступай так же» (Лк. 10:37). Этими словами Иисус ясно дал понять, что «ближним» для человека должен быть любой нуждающийся в его помощи. Впрочем, ближним для всех нас остаётся Иисус Христос, который в отличии от других, сострадает всем погибающим людям.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Лк., 53 зач., X, 25-37.
25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26 Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
|