Неделя 28-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать

IMG 20220102 083703

2 января 2022 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 1:1-25).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16)

«Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф. 1:1), такими словами началось чтение Евангельского благовестия, повествование апостола Матфея. Божественная книга земной жизни Иисуса Христа, по которой мы с вами призваны жить и пример которой явил нам сам Спаситель – законоположительное учение. Своей жизнью Он повторяет, что все необходимые задатки для духовного возрастания мы получили. Творец внёс Свой неповторимый вклад в жизнь человека, и полнота Божественной Премудрости соединяет ум и чувства, сочетание противоположностей. Поставляет на земле иного ангела: «из разных пород составляет поклонника Богу, зрителя видимой твари, царя на земле подчиненного Горнему Царству» (Догм. Богослов).

Евангелие свидетельствует о вечности и призывает к вечной жизни будущего века, ибо Бог призвал человека из небытия к жизни, наделил личной свободной волей, судьбой и вечностью. Возможно, по этому соображению фарисеи, весьма кичились и хвалились тем, что они сыны Авраама – ветхозаветного патриарха, отца народов. В этой связи евангелист Матфей точно перечисляет родословие Иисуса Христа Сына Божия, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам в переводе значит: «отец языков», он первый получил обетование от Бога. И сказал Господь Аврааму: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» (Быт. 12:1-2).

oiug986784328 51585be3ec3b190eaf322a966e346cf0 Mf-01 20

Через это родословное напоминание мы видим, что Бог послал Сына Своего Единородного, как и обещал Давиду и Аврааму, Исааку и Иакову. Каждое слово, сказанное Богом, живо и действенно и не проходит мимо. Может пройти время или жизнь человека, но не слова Божии о спасении человечества. Спасение зависит как от Бога, так и от человека, ибо человеку нельзя спастись без помощи Божией, а Богу нельзя спасти человека без человека. Домостроительство спасения непреложно и вечно, и любовь Творца простирается на все времена, на весь род человеческий. А наши труды и усилия должны быть направлены на то, чтобы научиться любить Бога, точнее – откликнуться любовью на Его любовь.

Итак, евангелист, продолжая благую весть, говорит: Иосифу старцу, которому на тот момент было за восемьдесят лет, поручили сохранять шестнадцатилетнюю отроковицу. Она была поручена ему не для брака, а для сохранения Её чистоты и девства, чтобы не был нарушен Её обет, данный Богу. Нужно упомянуть, что Святой Иосиф Обручник происходил из царского рода и дома Давидова. И вот по прошествии некоторого времени, будучи уже Обручником Марии, Иосиф замечает, что она не праздная. Смутившись духом и находясь в некотором замешательстве, он по своей доброте не пожелал оглашать Её, подвергать оскорблению, но будучи не сурового нрава - помыслил тайно отпустить Ее.

Его праведность не позволяла объявить о Её беременности, как тому следовало поступать по закону Моисея, а в итоге Её могли предать лютой смерти через побитие камнями по тому же Закону. Но как только он замыслил это, как только мысль отпустить Святую Деву утвердилась в душе старца, тогда ангел Господень во сне сказал ему: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф. 1:20). Не страшись законного нарушения, ибо Она зачала не от мужа, но силою Святого Духа – говорит ему ангел. Как мог не поверить обручник Иосиф, когда ангел научал его тому, о чём сам он в себе рассуждал и в добродетельности которой он был так уверен.

Продолжая говорить с Иосифом, ангел произнёс: «родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Об этом событие более чем четыреста лет говорили ветхозаветные пророки, которые по своему значению занимали у народа Израильского первое место после Закона. Был период, когда пророки пророчествовали, возвещали этим двенадцати коленам Божественное откровение, тем народонаселениям, какие уклонялись в идолопоклонство, что было мерзостью перед лицом Бога. Среди прочих, пророк Исайя говорил: «итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). Пророк разумеет одну, определённую деву – единственную, которую ублажат все народы.

Что значит это место, как не то, что Бог пришел во плоти? Явление ангела очистило душу Иосифа от всех внутренних терзающих его подозрений. Встал Иосиф от сна и сделал всё так, как повелел ему ангел Господень. Принял жену свою сохраняя её чистоту и стал с этого времени благоговейно служить Ей, в святости живя с Нею: «как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф. 1:25). По предсказанию, через пророка Михея, Господь говорит: «и ты, Вифлеем, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебе произойдёт Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). Таким образом, наступило всемирное событие Рождения Христа Младенца, - пришествие в мир Спасителя.

Аминь.

nedelya-32-po-troice-m 

Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 1 зач., I, 1-25.

1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;

3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;

4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;

5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;

6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; 7Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;

8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;

9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;

10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;

11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

12По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;

13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;

14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;

15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;

16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

20 Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;

21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:

23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,

25 и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.