Опираясь на слова пророка Исаии, Матфей говорит: «земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая» (Мф. 4:15). Красота этой страны была не только в её географическом расположении, но также по своей оживлённости, населявшей её смешанного населения, о чём и напоминает нам евангелист Матфей. Спасителю было благоугодно именно здесь начать Своё служение, которое явилось исполнением древнего пророчества, библейского пророка Исаии. Жители этого знаменитого города за Иорданом прежде других услышали проповедующего Господа, и первыми испытавшие ассирийское пленение, теперь были первыми слушателями благовестия Своего искупителя.
Как Галилея может быть языческой? Галилея была самая северная область Палестины и населяли её два знаменитых колена Израилева. В то, достопамятное время Иисус Навин передал эту землю во веки вечные: «Неффалим насыщен благоволением и исполнен благословения Господа» (Втор. 33:23). Землю, которую Бог обещал Аврааму, Исааку и Иакову и потомком его. Во ознаменование обещания Господа, Моисей довёл народ до Земли обетованной, однако, как мы помним сам он туда не вошёл. После, как Моисей возложил на Иисуса Навина свои руки, тот «исполнился духа премудрости... и делали так, как повелел Господь Моисею» (Втор 34:9). Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисея: «перейди через Иордан, ты и весь народ сей в землю, которую Я даю им» (Нав. 1:2).
И эта сторона Галилеи была отдана родоначальникам двух колен Завулона и Неффалима. С благодарностью обещали они исполнять весь Закон, который завещал Моисей: «не уклонятся от него, ни направо, ни налево…. Но поучаться день и ночь и тогда будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Нав. 1:7-8). Однако история повествует, что время проходило, а люди ослабевали в вере. Потом же охладела любовь друг ко другу и был утерян страх Божий. А поскольку в Галилее была огромная плотность населения, то галилеяне были окружены со всех сторон язычниками. И впали в идолопоклонство, и стали служить Астарте и Астарофу и богам окрестных народов. Недостойно поклоняться звёздам и небесным светилам, позабыв Истинного Бога Израиля.
В связи с этим, пророк эсхатологически вещает: «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:16). Пророк, в словах упоминаемых апостолом Матфеем, говорит о людях, сидящих в сени смертной. Что же это значит? Сень смертная - есть человеческая жизнь, как начало жизни вечной. Можно сравнить с сенями дома, где сени — входная часть (прихожая) традиционного русского дома (избы). Сени являются не жилым и неотапливаемым помещением, но за ними могут открываться так же и боярские палаты. Стало быть, настало время, что очами веры и взором разума все народы земли будут просвещены словами Иисуса Христа, Сына Божия.
Потому, что Свет великий есть Господь наш Иисус Христос, который сияет всем народам, и через Евангельскую весть в языческий мир пришёл свет Божественной истины. И услышав Истинность, получили живое направление к спасению и возможность разумения и исполнения воли Бога, живя по Его заповедям. Таким образом, исполнилось пророчество Исаии, что Иисус переселился в Капернаум. Капернаум, в то достопамятное время был своеобразным культурным центром, торговым узлом на перекрестке дорог в Дамаск и Финикию. Он располагался на северо-западном берегу Геннисаретского озера и упоминается древнееврейским историком и военачальником Иосифом Флавием.
Этот знаменитый город сделался достойным местом почти постоянного пребывания Спасителя. Здесь Христос вышел к людям на проповедь, исцелил тёщу Петра, восстановил здоровье расслабленному, призвал к апостольскому служению Матфея, сборщика налогов и совершил много подобных чудес: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Его проповедь обращена к народу древней Иудеи и к современному человеку, таким, какими мы с вами являемся. Своим собственным примером и живительным учением Спаситель предлагает непременно оставить путь греховный и направить жизнь свою в русло Закона: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17).
Однажды Спаситель был спрошен фарисеями, когда придёт Царствие Божие, отвечал им: «не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «Вот, оно здесь», или: «Вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21). Каждому человеку, приходящему в мир, какового Господь призвал к жизни, даруется спасительная возможность вернуться в божественный Рай. Воспринимая веру в Господа, и крестившись «во имя Отца и Сына и Святаго Духа», получаем «дар Святого Духа» (Деян. 2:38). И на этой взаимной любви выстраивается весь строй духовной жизни христианина. И в союзе Нового Завета, через совершенную Любовь, вновь обретаем возможность жизни вечной с Богом.
В Таинстве Крещения звучат такие слова: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся...» это стих из послания апостола Павла к Галатам. Что значит облечься во Христа? Крещаемые принимают обязательства и получают силы жить жизнью Христа, мыслить Его мыслями и во всём проявлять в себе Христа, следуя и исполняя Его Завет. Свет Христов просвещает всех людей, и язычников и тех, кто ждал Его. Свет Христов светит во все времена и люди приходящие на этот свет, находят спасение своим душам. Евангельская весть пришла в мир, и нам предлагается лишь идти за Господом, исполняя своё предназначение.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Мф., 8 зач., IV, 12-17.
12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею
13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
|