Помимо всего прочего в известном городе располагался таможенный пункт, кипела торговля, и множество народа стекалось туда. Конечно, в городе была синагога и священники, и естественно, мытари – сборщики налогов. Начальником над мытарями был некто богатый и состоятельный Закхей, как говорит нам Евангелие, отрывок из которого мы услышали. И вращаясь среди разного люда, он был наслышан о Иисусе Назарянине, что Он Тот, о Ком говорят пророки, что Он — Сын Давидов. Услышав, что великий Проповедник вошёл в город, Закхей пожелал видеть Иисуса, но не мог за народом, и ещё потому, что был мал ростом, а Спасителя окружала толпа зевак и почитателей.
Учитывая городской маршрут Иисуса, он обгоняет процессию и направляется к месту, из которого получит возможность увидеть Господа. И добравшись до места, невзирая на свой начальствующий статус и свою должность, как пацан, забирается на сикомор - смоковничное дерево, чтобы увидеть грядущего Спасителя. Вскоре шумная толпа поравнялась с этим деревом, а Иисус, когда пришел на это место, взглянув вверх, произнёс: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5). Спаситель называет его по имени и в душе мытаря происходит спасительный переворот. Он не ожидал такого развития событий, а ещё Сам великий Проповедник и Чудотворец предлагает посетить его дом.
С нескрываемой радостью «он поспешно сошел и принял Его с радостью» (Лк. 19:6). Но народ, видя это, единодушно и громко стал роптать, говоря: как Он зашел в дом к грешному человеку, занятие которого было символом национального унижения. Ведь Закхея знали, как алчного начальника сборщиков налогов, а налоги собирались не в пользу Иудейского государства, а в пользу поработителей Рима. Потому те, кто собирал налоги, были весьма презираемы и ненавидимы среди простого народа. Да и мытари-то часто злоупотребляли своим положением и брали подчас с лихвой, больше, чем полагалось, и это так же вызывало по отношению к ним и раздражение, и гнев.
Но кто позволил судить друг друга? Разве толпа не без греха? Тем более, что Господь часто говорил им, уча, пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13). Куда же ещё направляться божественному Врачу, как не к больному, к тому, кто действительно нуждается в помощи духовного врача. Благополучный и порабощённый страстями Закхей удостоился особого внимания от Иисуса Христа, встреча с Которым привела его к покаянию и изменению собственной жизни. Он преодолевает собственное греховное состояние и открывает своё сердце Христу - неся его навстречу доброте Божией.
Встав из-за стола, за которым возлежали по-восточному обычаю гости, он на видном месте среди толпы обращается во всеуслышание к Спасителю: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). Заметьте, какая у него решимость сделать это именно сегодня в ближайшее время, а не потом, после смерти, когда земное богатство будет уже не нужно. Это великодушное пожертвование, которое раньше было для него дороже всего на свете, стало полным возвращением всякой когда-либо нечестно приобретённой прибыли. И это открытое обещание стало залогом достойного обязательства, по отношению к своему славному гостю.
Своими словами начальник мытарей исполняет закон Моисея, где Закон и Завет о кражах и о возмещении за причиненный ущерб показан на примере хищения скота: «Если кто украдет быка или овцу и заколет или продаст их, должен будет отдать пять быков за одного украденного и четыре овцы за одну украденную» (Исх. 22:1). Так взявший чужое и застигнутый на месте должен вернуть в четверо, что и делает Закхей. Облагороженный чувством отвержения собственных плодов греховных низких страстей, теперь же в новой стези открываются в нём истинные родники покаяния.
Закхей был потомком Авраама по плоти, но по суду Божию спасение взошло вслед за покаянием. В связи с этим, Иисус сказал слушающим Его: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк. 19:9). Закхей — сын Авраама, потому что Авраам так поступал, как и нам следует поступать: когда Господь его звал, он тут же слышал Господа и сразу отзывался: «вот я» (Быт. 22, 1). И Закхей поступил, как Авраам, он услышал, как идёт Господь, он своей жизнью откликнулся, влез на дерево и тем самым сказал: вот он я, Господи, посмотри на меня. Спаситель посмотрел на присутствующих, улыбнулся и произнёс: «ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10).
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Лк., 94 зач., XIX, 1-10.
1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
|