Простая вера и безграничная надежда народа, который со всей Иудеи стекался послушать Его, с восторженной благодарностью теснил своего доброго Пастыря и великого Врача. Однако Спаситель видел, что были и такие, кои роптали и были уверены о себе, что они праведны. Иисус поучал, что Бог больше любит кающееся смирение, чем простое внешнее служение. Взгревая в себе страсть надменного самолюбия и высокомерия эти набожные фарисеи незаслуженно уничижали других. И для врачевания их сердец Он дал им понять, что они тоже дороги Богу, хотя они и заблудшие дети, но всё-таки дети и потому присоединяет притчу, которую мы услышали из Евангелия от Луки.
Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей стал на своём месте, которое он всегда занимал и возможно никому бы и ни позволил занять его. Он считал, что это место намоленное, и лишь он, как постник, молитвенник и податель милостыни достоин взывать к Богу находясь в скинии собрания. И будучи на самом видном месте храма, осмотрев находящихся рядом людей, и невзначай заметил мытаря, который стоял в тени колонны, склонив голову в сердечной молитве. Не смея поднять глаз своих к небу, ударяя себя в грудь, как бы поражая сердце за лукавые советы, тихо вторил мысленный вопль с надеждой на милосердие Божие.
Фарисей, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18:11-12). Начальные его слова похожи на человека признательного и рассудительного, но последующая речь исполнена решительного безумия. Хотелось бы подробнее вам рассказать о десятине, о которой сегодня говорил фарисей.
1. Что считалось десятиной?
«И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня; если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене ее пятую долю. И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу; не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено» (Лев. 27:30-32). Данный отрывок свидетельствует о том, что десятина от земли включает в себя:
- десятую часть от плода земли.
- десятую часть от плода деревьев.
- десятую часть от плода скота.
2. Каково было предназначение десятины?
«а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания; и сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть: пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела. И сказал Господь Моисею, говоря: объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, – и вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила; так и вы будете возносить возношение Господу из всех десятин ваших, которые будете брать от сынов Израилевых, и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику; из всего, даруемого вам, возносите возношение Господу, из всего лучшего освящаемого. И скажи им: когда вы принесете из сего лучшее, то это вменено будет левитам, как получаемое с гумна и получаемое от точила; вы можете есть это на всяком месте, вы и [сыны ваши и] семейства ваши, ибо это вам плата за работы ваши в скинии собрания; и не понесете за это греха, когда принесете лучшее из сего; и посвящаемого сынами Израилевыми не оскверните, и не умрете» (Числа. 18:21-32).
Данный отрывок свидетельствует о предназначении десятины народа Израилева. Десятина должна была пойти на нужды Священников и Левитов - служителей в скинии собрания, а позже – Храма Божия. Об этом же свидетельствует «Они [левиты] будут есть от хлебного приношения, от жертвы за грех и жертвы за преступление; и все заклятое у Израиля им же принадлежит. И начатки из всех плодов ваших и всякого рода приношения, из чего ни состояли бы приношения ваши, принадлежат священникам; и начатки молотого вами отдавайте священнику, чтобы над домом твоим почивало благословение» (Иез. 44:29-30).
Итак, десятина израильтян шла на поддержания существования и служение левитов. Левиты же в свою очередь были призваны отдавать Богу десятину с полученной десятины. Десятина левитов шла на дотацию священников: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, – и вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила; так и вы будете возносить возношение Господу из всех десятин ваших, которые будете брать от сынов Израилевых, и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику; из всего, даруемого вам, возносите возношение Господу, из всего лучшего освящаемого» (Чис.18:25-29).
3. Почему с народа собиралась десятина для священников и левитов?
Когда израильский народ пришёл в землю обетованную, Господь разделил всю землю между коленами Израиля. Каждому колену Он дал свой удел. Но не все 12 колен получили землю, а только 11. Левиты – то есть потомки Левия – не получили земельного удела в земле обетованной. Господь избрал их и отделил на служение Богу, которое полностью исключало ведение священством бизнеса или другие финансовые дела. Запрещалась земледельческая деятельность и скотоводство, но лишь служение Богу: «…сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть: пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела» (Чис.18:22-24). «…а левитам нет части между вами, ибо священство Господне есть удел их» (Нав.18:7). Вот собственно то, чем и должен заниматься священник.
Итак, вернёмся к Евангельской притчи: фарисей перечисляет свои заслуги, и между прочим, ему стоит отдать должное, ведь он даже постился два раза в неделю, хотя Закон Моисея приписывал лишь один день поста. И мы слышим из его слов молитвы, как он горд тем, что отдаёт десятину. Фарисей начинает молитву как должно, но сейчас же переходит к осуждению ближних и высокомерию себя самого. Но, как я уже сегодня сказал: «человек приходит в этот мир наг» и все свои добрые поступки и дела совершает лишь по милости Божией. Ведь Господь даёт нам силы и возможности, поэтому не будем забывать благодарить Господа за всё Его неизреченные милости к нам.
По-видимому, поступок фарисея восхвалял Бога: однако в самом деле превозносит самого себя. Хвала Богу служит у него только средством выражения того, как он доволен собою, что он лучше других: «прелюбодеев, обидчиков, грабителей и мытарей». Видя мытаря, он осуждает его, выделяя себя, и тем самым занимает место Бога – быть судьёй. Лишь Господь имеет прерогативу судить, даже священник не в праве это делать. Священник может наставлять и предупреждать человека, а своей жизнью и трудами должен показывать образ пастыря, являющего собой идеал достойного христианина. По учению Церкви: «священник при совершении Таинств является лишь орудием Бога». Сам Христос крестит людей, совершает Евхаристию и причащает их, и в Таинстве исповеди отпускает грехи кающимся.
По-видимому, поступок мытаря не ведёт к исполнению закона, но, чувствуя своё ничтожество и преисполненный смирения, ударяя себя в грудь, говорит: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13). Этим самым поступком мытарь признавал, что Бог в справедливости Своей мог смотреть на него издали и навеки мог удалить его от Себя за его беззакония. Страх и стыд не позволяли ему сказать больше, потому что слова и покаяния потонули в стенаниях и вздохах. Обращаясь к собранию, Иисус говорит: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14).
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Лк., 89 зач., XVIII, 10-14.
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
|