Обращаясь к совести человека, Иисус произнес: «У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение» (Лк. 15:11-12). Факт того, что сын забирает свою часть имущества и удаляется от своего отца, и следуя своим пристрастным желаниям, неминуемо подпадает под воздействие сложившихся последствий. Отец уступает сыну и поступает по любви своей, хотя на востоке не принято было разделять наследство при живых родителях. Выйдя из покровительства отца: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк. 15:13).
Этот рассказ зеркально может отражать современного нам человека, которого ещё во младенчестве принесли в храм, но с течением дней своей жизни во Христа он так и не облёкся. Чаще всего приходит к Богу на праздник Пасхи или Крещения, может быть на Преображение Господне, ради одного, - чтобы освятить плоды. В другое время у него нет возможности и желания посещать храм и быть сопричастником главных Таинств христианства. В этом и состоит его прискорбное положение, положение человека, который добровольно отвернулся от Христа, как блудный сын отвратился от своего отца. Увы, сейчас многие смотрят только на видимое, ищут зарю сиюминутного успеха и немедленного наслаждения, а жизнь будущего века их мало заботит.
Евангелист Лука далее повествует: «Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней» (Лк. 15:14-15). Вот так отвернувшись от своего отца, как и мало верующий человек теряет Бога, сын испытывает нужду, голод, чувство одиночества и оставленности. В притчи речь идёт о голодании физическом, о нехватке хлеба насущного, но Спаситель подразумевает голодание духовное, голод слушания Божественного голоса. А кто ушёл далеко от Создателя тот, будет испытывать нужду, поскольку в нём не действует божественное и спасительное слово Творца.
Находясь на полях своего работодателя и испытывая голод, он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15:17-19). С таким внутренним размышлением блудный сын решается вернуться в дом своего отца, и на правах раба принести искреннее раскаяние. Имея надежду на статус раба, и чтобы в отчем доме дожить век с куском хлеба он засобирался в дорогу к себе на родину.
Отец-старец, издалека увидев сына, как будто ожидал его возвращения, сам поспешил навстречу ему, и обняв его за выю (шею), расцеловал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец, не давая договорить ему до конца покаянных слов, сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И приняв любимого сына с великой радостью, устроил в его честь пир и начали веселиться (Лк. 15:22-24).
Из благой вести мы видим, как отец восстанавливает своего сына в правах наследника. Он поступает милосердно, как поступает и Господь наш Иисус Христос. Стоит нам осознать своё падение и принести искреннее раскаяние, как по любви к кающемуся грешнику, Господь милосердно принимает его покаяние и одаряет новыми духовными благами и дарами, взамен утраченных. Необходимо помнить, что Бог воззвал нас из небытия в бытие для жизни вечной, и как любящий Отец Он ждет, чтобы человек оставил греховный путь и возлюбил Господа всем сердцем своим. Христианин должен быть открыт к новым вдохновениям, новым вразумлениям и эта открытость стоит в основе богообщения.
Старший сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из отроков (слуг), спросил: что это такое? Слуга сказал ему: брат твой пришел, и отец заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Однако старший сын озлобленно рассердился, и не хотел войти. Образ старшего брата, это живой образ книжников и фарисеев, гордых своим по виду точным и строгим исполнением закона, но в душе холодных и бессердечных в отношении к своим братьям, и не хотящих иметь общения с кающимися мытарями и грешниками. Впрочем, Иисус неоднократно говорит им: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк. 2:17).
Мудрый отец вышел навстречу и к старшему сыну. Но тот сказал: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Из упрёка старшего сына следует, что свои отношения с отцом он строил на "Деловой основе", работал на отца не из любви, а в расчёте на награду. Однако, отец обнял своего старшего сына и сказал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:31-32).
Спаситель предупреждает нас не осуждать и не укорять, кого бы то ни было. В своём послание к римлянам 14:3, апостол Павел так говорит: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест». Спаситель в своей проповеди говорит, что и эти заблудшие люди ищут Его с желанием наследовать Царствие Небесное. Вместо того, чтобы "роптать", они (фарисеи) должны были приветствовать присоединение и других людей к Царству Божию.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Лк., 79 зач., XV, 11-32.
11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
|