Неделя 3-я по Пасхе, свв. жен-мироносиц. Воскресная проповедь. Печать

20220512 105603

8 мая 2022 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мк. 15:43 – 26:8).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Апостол и евангелист Марк горячо свидетельствует о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. И о том достопамятном событие, которое для нас является сегодня трагической реальностью и спасительным Воскресением. Однако для Бога нет никакого времени, а по слову блаженного Августина «У Бога есть одно развёрнутое настоящее, и всегда – сейчас». Христос так же, как и вчера распинается за нас сегодня, а мы причащаемся Тела и Крови Сына Человеческого, как и тогда на Тайной вечери апостолы. Тем самым исполняя заповеданное нам Иисусом Христом: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:19-20).

full 665vechery

Спаситель говорил своим ученикам, а в их лице и всем нам живущим на земле: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56). Вдумайтесь в глубину этих спасительных и достоверных слов. А какие слова, для спасения души, сказал Иисус женщине Самарянке, которую встретил у колодца: «если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10). Господь говорит ей тайну общения с Богом, о источнике живой воды - о благодати Духа Святого, который приводит человека в жизнь вечную. Верующий во Христа, через Духа Святого, имеет в самом себе источник вечно текущей живой воды.

Марк продолжает рассказ о трагическом факте, в который к префекту Иудеи Пилату понтийскому пришёл посетитель Иосиф. Уроженец города Аримафея, который находился в 30-35 километрах от Иерусалима, на горах Ефремовых, откуда происходил знаменитый судья Израилев Самуил. Пилат удивился, узнав, что Иисус уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, выслушав доклад сотника, разрешает Иосифу забрать тело Спасителя. Уже не боясь последствий, осуждения и возможного преследования Иосиф смело забирает Пречистое тело Иисуса. Богатому и знатному иудейскому старейшине - члену синедриона (высшего государственного совета Иудеи) не помешало это стать верным последователем и учеником Спасителя.

И здесь есть историческое свидетельство, о котором говорили первые христиане. Подлинное доказательство того, что Иисус умер на кресте и факте погребения Его до заката солнца. Но в третий день Спаситель воскрес, как и говорил ранее всем Своим ученикам. В течении трёх смутных лет Он проповедовал следовать учению евангелия Царства Божия: «истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). И учение Его содержит суть всего того, что Иисус есть Христос, истинный Сын Божий и в каждом Его слове и действии видится стремление исполнить волю Отца Своего.

deposition-700x460-700x460 jesus-burial-tomb uyf978yf87tf87tf87tf87tf

В тот достопамятный и трагический день погребения, к благообразному Иосифу присоединяется праведный Никодим, принадлежащий к самой влиятельной тогда в Иудее религиозной партии фарисеев. Однако, это не мешало ему по ночам приходить к Учителю и слушать Его поучения. Как и все фарисеи, Иосиф и Никодим свято чтили предписания закона. Однако при этом абсолютно расходились с большинством фарисеев в оценке личности Иисуса Христа. Так вот придя к Кресту и увидев Распятого, они не могли дать оценку всему случившемуся событию в Иерусалиме. Но понимали, что Его тело не было простым человеческим телом, и не подлежало простым человеческим законам. Вследствие всего этого огромного переворота - свершилось блистательное воскресение Христа.

На этот достоверный факт, стихира вечерни Великого Пятка с прискорбием сообщает нам: «Какими руками прикоснусь к нетленному Твоему телу, какие песни воспою Твоему исходу, Щедре? Величаю Страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со Воскресением, взывая: Господи, слава Тебе!». Сняв своего Учителя с Креста, Иосиф и Никодим кладут Его на камень помазания. В скорби и отчаянии обвивают израненное тело плащаницею. Затем, переносят Его пречистое Тело на участок, который Иосиф приобрёл для собственного погребения и решил пожертвовать свою новую гробницу, высеченную в скале, умершему Учителю. Эти минуты жизни для разбитых сердец всех любящих Иисуса, оказались утомительными минутами скорби и отчаяния.

Погребение совершилось во второй половине дня в пятницу, до захода солнца, потому как с заходом солнца у иудеев уже начиналась Пасхальная суббота. Поэтому они приняли все меры, чтобы предотвратить обрядовое осквернение для столь священного дня, и позаботились о том, чтобы немедленно после смерти распятых жертв, тела их были сняты с крестов. Этим и объясняется спешка, с которой хоронили Христа два благородных и богатых последователя. Они не успели совершить все надлежащие обряды, и как следует помазать Его Пречистое тело благовонием Смирны и ароматом тонкого благоухания Алоя. С примесью печали и тревоги и священным благоговением они положили тело в скалистом уступе.

Солнце скрылось за иерусалимскими холмами, и наступила суббота. Весь тот день апостолы и жены мироносицы провели в покое, по заповеди Закона. Наступающий день становится днём Воскресения. Ведь тогда этого дня не было, и за субботой наступала неделя. И вот по слову апостола и евангелиста Марка, сотрудника первоверховных апостолов, он пишет: «Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его» (Мк. 16:1). Как только блеснул мерцающий рассвет наступившего дня новой священной Пасхи, жены отправились ко гробу. Мироносицы устремились довершить обряд посмертного помазания, умастить измождённое тело своего Господа.

По мере приближения к светлейшему гробу, источнику нашего спасения, у этих жён в непринуждённой беседе возникает определённый вопрос: «кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мк. 16:2). Ведь камень тот, называемый (голал) был весьма велик и сдвинуть его с места возможно было под силу лишь нескольким мужчинам, но не простым, хрупким женщинам. Подойдя, они увидели, что камень отвален и вход в пещеру, закрывающий гробницу, оказался совершенно свободным. И затруднение их суждения разрешилось само собой. Войдя во гроб, увидели блистательного юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись от неожиданности.

Он же говорит им: «не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Мк. 16:6). Но идите, скажите ученикам Его и особенно Петру сообщите, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. В смятении восторга и тревоги они поспешно выбежали из гробницы и поспешили обратно; и никому ничего не сказали кроме учеников, потому что убоялись. Однако, ученикам их рассказ и слова показались пустыми. Апостолы, получив изумительную весть о воскресении и отбросив всякую таинственность и предосторожность, тотчас Пётр и Иоанн устремились ко гробу своего Господа и Учителя.

Аминь.

hrist7os 1

Евангельское Чтение

Лит. - Мк., 69 зач., XV, 43 - XVI, 8.

43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.

44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?

45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

ГЛАВА 16.

1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,

3и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.