Чтобы вернуть человека на истинный путь, Бог явил Себя народу и даровал Закон, содержащий правила праведной жизни в соответствии с требованиями веры. И приход Спасителя в мир земной, сопровождается необыкновенными событиями и чудесами, говорящими о любви Бога ко всем человекам. Основа церковного богослужения Пасхального периода предлагает нам священные воспоминания, относящиеся к прославлению Воскресшего Христа и особенных событий, каждой недели принадлежащих. Попразднство Пасхи самое длинное — 40 дней. За эти сорок дней шесть воскресных недель Церковь напоминает нам о величайших событиях в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.
Сегодняшней неделей Церковь возвращает нас к событию о чудесном исцелении расслабленного, который лежал долгих 38 лет, можно сказать на смертном одре. Следующая, напоминает о самаряныне, где Спаситель беседует о тайнах бытия с женщиной, какая в знойный полдень пришла почерпнуть воды к колодцу. А заканчиваются эти сорок дней событием, когда Господь исцелил брением слепца. Чудеса, подобно прочим событиям, воспоминаемым церковью в продолжении Пятидесятницы, открывает Божественную силу и славу Воскресшего Христа. Всё это свидетельствует, что Бог всегда был с праотцами нашими, живущими в достопамятные времена, и через церковь среди нас прибывает, так как у Бога нет понятия времени: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 1.1:2).
Чтобы не показаться противником закона, но участником народного праздника, Иисус идет в Иерусалим: «После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим» (Ин. 5:1). Вероятнее всего предположить, что таким выражением Иоанн Богослов хотел обозначить праздник Кущей, как наиболее веселый и любимый в народе. И вот, в окружении учеников Спаситель оказался перед Овечьими воротами, где находилась купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. Называлась так из-за Овечьих ворот, чрез кои гнали предназначенных для жертвоприношения овец, и в купальне омывали их и по умерщвлении омывали их внутренности.
Удивительно и то, что купальня обладала замечательными целебными свойствами и имела необычайную силу. В известные промежутки времени ангел Господень сходил в купальню и возмущал воду, предоставляя всю пользу целительной силы тому, кто первый входил и погружался в нее, какой бы ни был одержим болезнью. Как же определялось возмущение воды? Она вскипала всплесками и брожением, приходила в движение и показывала высшее развитие своих целительных свойств. Соответственно, великое множество больных, слепых, хромых, страдающих расслабленностью, собиралось под портиками здания в пяти входах или можно сказать притворах, ожидая благодетельное движения воды.
Эта форма ритуального омовения имела приуготовительный характер и прообраз нашего крещения, когда мы, выходя из купели крещения освобождаемся от первородного греха, а через это Таинство Господь дарует нам ангела Хранителя. И этот ангел ведёт нас от крещения, до загробной жизни всецело помогая нам. По прямому повелению Иисуса Христа, ученики принимали уверовавших в общину именно через таинство крещения. Погружение в воду является актом – который знаменует собой вступление в Церковь, и именно крещение открывает путь человеку к участию в Евхаристии и полноценной причастности к церковной жизни.
И вот перед нами купель и пять входов в неё, внутри которых находятся много страждущих, потому что скорбные обстоятельства привлекали их к источнику. Среди прочих и был тот человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет, на которого Иисус обратил чуткое внимание. Расслабленный бедняк не имел возможности, самостоятельно погрузится в купель, ибо более проворные счастливцы и менее слабые опережали его, предвосхищая всю благодатную силу. Видно было, что воля несчастного страдальца была, не менее поражена параличом, чем и члены, и вся его чахнущая жизнь. Иисус, с сердечным состраданием, говорит ему: «хочешь ли быть здоров?» (Ин. 5:6).
Больной в ответ рассказал свою горькую повесть о долгом и тщетном ожидании: «так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5:7). Расслабленный, скорее всего, увидел в Иисусе того, кто по милосердию и сердечной доброте желает помочь ему. Пребывать с ним какое-то время и отнести его в целительный водоём в известные периоды. В полумраке крытых ходов и большой суете народу, больной не увидел лица Того, с кем говорил, когда услышал от Него: «встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:8). Этому голосу нельзя было не повиноваться, тон которого пробежал по измождённым членам и разбитому организму расслабленного страдальца.
Прочувствовав в себе движение силы, и вновь знакомые ощущения, страдалец не увидел, как Спаситель отошёл от него. А он тотчас встал, поднял свою постель и в радостном изумлении, озирался кругом, чтобы увидеть своего неизвестного благодетеля, а затем поспешил домой. Это исцеление совершилось в день субботний, а посему Иудеи с толпой совопросников обступили расслабленного: «сегодня суббота; не должно тебе брать постели» (Ин. 5:10). Отвечал им счастливец: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:11). Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе.
По прошествии же некоторого времени Иисус встретил его в Иерусалимском храме и сказал ему: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). Предостережение это быть может было дано потому, что Христос провидел низкую и недостойную личность этого человека или от того, что грехи судятся не по продолжительности, а по самому естеству их преступлений. Ибо кто не улучшился от первого наказания, тот подвергается большим мукам, потому что он нерадив и бесчувственен. Однако, мы не услышали от счастливца ни слова благодарения или признательности, ни слова изумления и прославления Бога, но сухо он объявил Иудеям: «исцеливший его есть Иисус» (Ин. 5:15).
Аминь.

Евангельское Чтение
Лит. - Ин., 14 зач., V, 1-15 .
1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов.
3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
|